Славянские прически. Прически девушек и замужних женщин в свете славянской традиции Какие прически носили на руси




Славянский стиль в прическах является сильновыраженным. Они значительно отличается от национальных стрижек других народов и основан на смешении восточных и западных культурных традиций.

Славянские мужские прически делаются на волосы средней длины (не ниже плеч) и существуют определенные правила по их созданию и ношению, о которых и поговорим сегодня. Лишком короткая стрижка говорила о том, что мужчина находится в рабстве.

Издавна славяне носили удлиненные волосы, которые должны закрывать затылок. По надобности подстригали шевелюру полукругом. При этом прическа укладывалась в виде шапки, когда волосы распределялись равномерно на все стороны от макушки.

Также обязательно мужчины отращивали бороду и усы, причем с молодых лет. Густая борода с усами не только говорили о половой зрелости, но и о том, что с мужчиной уже можновести дела.

Над мальчиками в годовалом возрасте или немного старше проводили обряд пострига. Для этого его садили рядом с объектом, который ассоциировался с мужской силой (саблей, топором, конем) и придавали волосам необходимую форму, после чего его облачали в мужскую одежду и начинали обучать необходимому ремеслу. До проведения данного ритуала ребенок читался бесполым. Чтобы добиться ровных линий в стрижке «под горшок» ребенку на голову одевали этот предмет, а все выглядывающие из-под краев горшка волосы убирались.

Совет! Чтобы волосы выглядели здоровыми и блестящими можно воспользоваться рецептами по уходу за ними от древних славян. Мужчины тщательно следили за чистотой своих волос, используя вместо шампуня яичный желток или простоквашу. Также ополаскивали локоны после мытья отварами трав или коры дуба.

Если женщины заплетали свои длинные волосы, то мужчины собирали шевелюру в тугой хвост. Отправляясь на войну, некоторые мужчины брали несколько тонких прядей и заплетали косу, которая свободно спадала на плечо сбоку около уха. Такое решение неслоособое значение, коса символизировала оберег и защищала воина от вражеского негатива. Важно отметить расположение тонкой косы, которая не должна нависать на лоб и глаза, чтобы не мешать в бою.

История

Прически славян обновлялись с каждой эпохой. Ели в древние времена стиль мужских причесок был продиктован практичностью, то во времена влияния французской моды на первый план выдвигалась уже эстетические моменты.

В древние времена каждый мужчина носил волосы по плечи и густую бороду. В период норманнского влияния мужские стрижки стали короче, а бороды полностью сбривались, оставляя на лице только усы.

Во времена введения христианства появилась новая мода на бороды-лопаты и стрижки «под горшок». При этом данная стрижка использовалась и для детей и для взрослых мужчин и пожилых людей.

Важно! Только в VIII веке после регулярных навалов монголо-татарского ига пришла мода на короткие стрижки и лысины.

Во времена правления Ивана Грозного даже был издан закон, запрещающий мужчинам брить бороды и головы. А реформы Петра І распространили моду на длинные мужские локоны с пробором посредине.

Длина волос

Если хорошо изучить историю, то становится понятно, что все славянские мужские стрижки основаны на волосах средней длины. При этом только дома мужчины позволяли себе носить волосы в распущенном виде. При выходе из дома все волосы собирались в хвост или их основная часть, оставляя некоторые пряди в затылочной зоне свободными. Слишком длинные волосы славянские мужчины не носили никогда. Длинные косы – это удел женщин.

Длина волос воина мало отличалась от прически обычного земледельца. Одно отличие заключалось в том, что воины собирали волосы в низкий хвост около шеи, чтобы удобнее было носить шлем. Поэтому в глубокой древности прически у всех мужчин были с удлиненными локонами до плеч и мало отличались друг от друга разве только по структуре волоса. Шевелюра у славян имела особое сакральное значение, поэтому было греховно сильно ее укорачивать. Длинные волосы были символом силы и красоты , а короткая прическа говорила о безбожной «низкой» натуре человека и поэтому такое решение осуждалось.

Для справки! Чтобы украсить свои прически славяне часто использовали обереги, которые представляли собой яркие тканевые полоски или ленты из кожи. Их завязывали на лбу, что помогало закрепить волосы в определенном положении и исключить их попадание в глаза во время работы. Также к оберегам подвешивались элементы украшений, кольца или бомбоны.

Присутствуют ли такие стрижки до сих пор?

Сегодня все современные прически удлиненной формы,без использования особых парикмахерских изысканных техник,можно отнести к славянским стрижкам. Важным штрихом в данном стиле является наличие у мужчины густой бороды.

Также сегодня модники часто пользуются формой «горшок», которую также часто применяли славяне. Современные интерпретации данной стрижки немного изменены, но в целом форма остается узнаваемой. Она может дополняться удлиненной челкой или профилированными прядями. От укладки так же зависит конечная форма прически.

Почему все длинные стрижки считаются славянскими?

Славяне считали, что в волосах заключена богатырская сила мужчины, поэтому никогда не состригали их выше плеч. Тогда же, как слишком длинные пряди говорили о небрежности и неопрятности представителя сильного пола, поэтому важно было придерживаться установленных правил. Мужчина являлся силой и опорой у женщины, генератором энергии и защитником. Длинноволосый образ богатыря был описан во многих сказках и рассказах.

Сегодня в кругах родноверов бытует мнение, что у мужчины должны быть длинные волосы. Дескать, это показатель духовности. Так даже делятся по семантическому признаку понятии власы и космы.

Космы - женские волосы, через которые они подпитывают себя и мужчину, а власы это мужские волосы. Такая схема даже представлена в цикле романов Алексеева «Сокровища Валькирии».

Сложно в этом увидеть рациональные зёрна. Но, тем не менее, число мужчин отращивающие длинные волосы в среде родноверия растёт. В принципе это неплохо, просто к славянской языческой традиции отношения не имеет.

Хрестоматийное описание внешности Святослава дал Лев Диакон:

«Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос - признак знатности рода».

Чуб считался в те времена знатным, в последствии с этой причёской стали отождествлять казаков.

Найти упоминание длинных волос у мужчин в повсеместном обиходе нам не удалось, но скажем коротко остриженные волосы считались признаком рабства.

На Руси мужчины издавна носили полудлинные волосы, которые прикрывали затылок. Подстригали их на затылке ровным полукругом под традиционную «скобку» или в «кружок». Волосы расчесывали или «шапкой» во все стороны от макушки, нередко со свободно свисающей на лоб челкой, или зачесывали назад. Общераспространенными у восточных славян были бороды и усы как признак мужской зрелости. Бороды отращивали смолоду, начиная от щек, и носили или полными и широкими, или подстриженными. Формы бороды были разные: лопатовидные, двойные, клиновидные и т.п. Усы отращивали полными и опускали вниз в бороду. Считалось, если у юноши не растёт борода, с ним ещё нельзя вести дел. Борода, была важным инициационным моментом в жизни мужчины. Поэтому, когда Пётр велел брить бороды, это рассматривалось как позор.

Мирослав Курганский приводит ценные данные о детской инициации: «В возрасте одного года или нескольких лет от роду (в разных местах - в два, три, пять или семь лет) совершали постриги (или заплетение косы девочке). До этого обряда дитё считалось бесполым существом. Ритуал совершался по такой схеме: ребёнка садили на объект или рядом с объектом, связанным с мужской или женской сферой деятельности (для мальчиков это конь, сабля, топор, борона и т.д.; для девочек - веретено, прялка, чесальный гребень, пряжа и т.п.), обстригали волосы или заплетали косу, впервые одевали в мужскую или в женскую одежду, угощали всех участников обряда. Обряд этот известен издревле - согласно летописям, ещё в Древней Руси совершали постриги над княжескими детьми». Можно добавить, что мальчиков стригли «под горшок». В прямом смысле надевали мальчику на голову горшок, и все выступающие волосы из под горшка отстригали. Так добивалось ровность в причёске.

Можно смело говорить, что большое значение для мужчин это разделение по гендерному признаку. Где ключевыми маркерами выступали средний тип волос для мужчин и борода.

Для девушек и женщин всё обстояло несколько иначе.

Распускать волосы на Руси на людях было не то, что не принято, а просто неприлично, потому как длинные распущенные волосы символизировали беспорядочное растрачивание энергии и сексуальный призыв, поэтому носили их разве что падшие женщины, или, как их называли, «распутницы» Благопорядочным же скромным девушкам предполагалось заплетать косы и повязывать головы платком. Длинная коса символизировала о сохранении энергии для будущего мужа, потому носили их девушки незамужние. Позже, когда они выходили замуж, косы менялись на пучки, символизировавшие концентрацию энергии для чего-то одного, то есть, для мужа и для семьи. Тут играет роль числовая семантика. Одна коса - девушка одна. Две косы- девушка замужняя.

В течение длительного периода на Руси складывалась традиция, согласно которой замужние женщины должны были скрывать волосы. С открытыми волосами могли ходить лишь незамужние. Поэтому сорвать головной убор с женщины считалось самым тяжелым оскорблением. Отсюда и произошло выражение «опростоволоситься», т. е. опозориться.

С волосами связано много поверий и обычаев, так нельзя выбрасывать обстриженные волосы, их нужно сжигать в печи. Остриженная коротко женщина на Руси приравнивалась к ведьме и т.д. Некоторую энергетику женских волос этнография отмечает, что говорит о сакральности отношений с мужем. Думается, нужно некоторым язычникам пересмотреть свои позиции по отношению к длинным волосам у мужчин.

Волосы - орган восприятия и скопления тонких энергий. Волосы должны быть длинными. Это один из самых важных аспектов женского аскетизма. Слова «удобно» не должно быть в женском арсенале, д.б. «красиво».

Минимальная длина волос - до уровня сердечной чакры. Длинными волосами женщина защищает счастье, здоровье и благосостояние семьи. Часто бывает, когда женщина кромсает длинные волосы, семью постигает несчастье.

Когда женщина принимает решение отпускать длинные волосы, начинают меняться события в ее жизни в лучшую сторону, усиливается тонкое тело. Если женщина стремится обрезать волосы, она постоянно стремится уничтожить свое тонкое тело. Подрезать волосы женщине следует 1 раз в полгода. Мужчине необходимо подрезать волосы 1 раз в месяц, лучше, если это делает жена.

Для очищения тонкого тела женщины используют хну. Намазать голову и подержать 5 мин. Хорошо промыть водой. Бесцветную хну не использовать. Можно использовать хну в сочетании с басмой, добиваясь нужных естественных оттенков. Волосы д.б. покрашены в тона, которые можно найти в природе. Ярко-рыжый цвет, очень модный нынче, неблагоприятен, т.к. это цвет планеты Раху.

Рожденная Женщиной: О силе женских волос

Интересно, что в Индии нет салонов красоты, подруги, и родственницы сами друг другу помогаю быть красивыми.
Волосы надо мыть 1 раз в 3 дня. При ежедневном мытье волос женское тонкое тело истончается.

По тому, как женщина носит пробор, можно говорить о ее характере.
Серединный пробор гармонизирует тонкое тело, появляется внутренний стержень, улучшается здоровье, женщина становится защищенной. Все волосы наверх - признак ложного отречения.
Если женщина отращивает челку, значит, она стремится скрыть свои мысли. Женщинам легкого поведения нужно скрывать от всех свои нечистые мысли, а целомудренная жена д.б. открыта для своего мужа.

Прически со спутанными волосами очень неблагоприятны.
Нужно носить волосы, таким образом, как нравится мужу. Если хотите что-то менять в своем виде, надо спрашивать разрешения у мужа, а не у подруг, и изменения делать постепенно.

Заколки, бантики, цветочки - все это просто необходимо для женщины.

Сексуальная энергия женщины сконцентрирована в волосах, поэтому волосы д.б. собраны.
Если носим распущенные волосы, то
- происходит большая потеря жизненной энергии,
- привлекаем внимание посторонних мужчин, отвлекаем их от исполнения своих обязанностей,
- привлекаясь, мужчины начинают вожделеть нас, то не могут удовлетворить вожделение и сильно раздражаются и невольно проклинают нас.
Распускать волосы можно перед мужем, перед близостью.

Прикрывая голову, женщина становится защищенной и получает силу.
В храме женщине надлежит прикрывать голову по нескольким причинам:
- сильная чистая энергетика храма может сильно ударить женщине в голову, т.к. в течение всего месяца от одних месячных и до других, она собирает разные эмоции и энергии в своих волосах,
- позволяет сохранять ее целомудрие и предупреждает вожделение мужчин.
Волосы и головные уборы в славянской народной культуре

Чем длиннее волосы человека, тем больше Духовной Силы Всевышнего он получает, ибо эта сила питает все его тела и оболочки. В ведических писаниях сказано: «Состричь человеку волосы и сбрить ему усы и бороду, это все равно, что уничтожить его». Но при особенной необходимости и овладении определенными способностями, человек может выводить отрицательную энергию в свои волосы и состригать их, освобождаясь таким макаром от мешающих его развитию энергий - в этом смысл ритуала «пострижения в монахи». Славяне 1-ый раз стригут собственных малышей только по достижении 7 лет, а состриженные волосы прячут под коньком крыши либо матицей (основной потолочной опорой избы). Если волосы ребенку состригать до 1-го года - приостанавливается развитие его речи, если до 7 лет - замедляется развитие интеллектуальных возможностей.

Даму, обстригшую волосы, называли карной (по имени богини Карны, ответственной за выполнение закона причинно-следственной связи), — другими словами это та, которую Карна покарала.

Мужчины, живущие в миру, стали постригать волосы до плеч, либо заплетать их в косы (XIII-XV вв., А.В.Арциховский). C XV-XVI вв. появились более недлинные мужские стрижки, как следствие непонимания Ведической Культуры Протцов. В текущее время людям, живущим в городках, занимающимся публичной деятельностью, ведущим обычный мирской стиль жизни, но пытающимся жить по заветам Протцов, следует держать в голове, что правильное отношение к своим волосам, как к залогу физического и энергетического здоровья, определяется здравомыслием: временем, местом, обстоятельствами. Фанатизм мешает правильному выбору причёски и головных уборов, часто являясь предпосылкой заболеваний людей.

Головной убор - предмет, защищающий голову и волосы от неблагоприятных природных и энергетических воздействий. На голове человека размещено несколько важных энергетических центров: на лбу (маковке) - центр связи с духовным эгрегором, на темени («Родник») - центр связи с Родовым эгрегором, на челе меж бровями - центр ясновидения. Волосы на голове являются органом восприятия и скопления тонких энергий из среды и космоса (отсюда древнее заглавие волос — «космы»).

До прихода христианства на Русь славяне жили в единении с природой, используя её животворные силы для своей жизнедеятельности. Из головных уборов они использовали очелья, перевязки, венчики и лобные ленты, не закрывающие маковки. Зимой волосы сами защищали голову от переохлаждения. С пришествием цивилизации изменялись и головные уборы наших Протцов. Девичьи повязки стали обширнее, опускаясь на брови и возвышаясь «на палец» нужно лбом. Появились платки и шапки, воинские шлемы. Теряя настоящий смысл узорочья, дамский головной убор время от времени преобразовывался в обычное украшение: таковой торжественный убор дамы с золотым шитьем и каменьями мог весить до 12 кг.

В северных областях Руси подольше сохранялись в чистоте обычаи Протцов. Дамы ещё длительно не воспринимали христианских правил покрытия головы, не хотя экранировать себя от Ярилы-Трисветлого. В послании митрополита Симона от 22 августа 1501 г. князю Матвею Пермскому и всем пермичам говорится: «…а супруги все ваши прогуливаются простоволосы, непокрытыми головами ино то чините не по закону христианскому. А которым у вас женитися и они бы женились с благословением от священника… по закону христианскому, а ни в Роду, ни в Племени, а супруги бы ваши имели покрыты головы». Уже позже XVIв. вошло в обычай (т.е. стало обыденным, ежедневным, обычным) непременно покрывать головы замужним дамам. Тогда же официальная церковь стала биться с рогатыми кичками Староверов, уничтожая разноцветные кики-обереги (знаки плодородия и единения 2-ух начал - Ян и Инь) и преследуя их носительниц. Христиане разъясняли, что плат («покрывало») на голове дамы был знаком власти, супруга над супругой. На самом же деле российская дама никогда не была в рабстве у собственного супруга, а была ему «милой подругой» и «Ладой-супругой». Прикосновение мужчины к волосам собственной супруги было знаком взаимного доверия, лаской и обменом энергиями. Дома все дамы продолжали ходить простоволосыми. На людях, на выход замужние дамы стали убирать волосы на повойник, кичку, шамшуру, платок, чтоб уберечь свою энергетику и волосы от отрицательного воздействия из вне.

Длинноватая, сплетённая из трёх прядей коса девицы, опущенная повдоль позвоночника, где размещено огромное количество энергетических каналов, служит таким же оберегом и олицетворяет единение 3-х миров: Навь, Явь, и Правь. Для усиления защитного деяния косы, в нее вплетали цветные ленты либо узорную тесьму, нередко декорировали накосниками.

Длинноватые волосы во все времена продолжали носить ведуны, живущие вдалеке от мирской суеты и соблазнов в пустыньках. Из головных уборов они, живя на природе, всегда использовали только очелья и обыкновенные перевязки для поддержания волос.

До сего времени на купальские празднички дамы приходят простоволосыми, с берестяными очельями-берегинями либо тканными лобными повязками, девицы - лентами, т.к. посреди собственных друзей и родичей им нет надобности от кого-либо защищаться.

Окрашивание волос в другой цвет не позволяет организму источать и принимать подходящий конкретно ему диапазон биоэнергий. Такие волосы организм отвергает, стараясь вырастить новые, неиспорченные антенны.

Божественное происхождение волоса

Итак, волосы. Эта тема непосредственно связана со всей организацией жизнедеятельности человека, работы его органов, кровообращения, действия различных желез внутренней секреции и т.д. Конечно, волосы являются своеобразными вселенскими приёмниками, пропуская через себя огромную информацию. Их структура, отчасти полая (по оси симметрии) служит высокочастотным резонатором, работающим на приём ультракоротких волн. Вибрации волосяного стержня передаются в луковицы, которые густо оплетены сосудами. Возбуждается кровь, воспринимая новый вибро-уровень, группируются эритроциты, унося в себе новые структуры.

Музыка - гармония звука. Равновесная вибрация. Человек постоянно учится воспринимать новые вибрации через антенны - приёмники. Чья роль в организме первостепенна. Волосы - стоящие на входе в организм; они отсеивают и группируют звуки, раскладывая их по нотам. Если прислушаться, можно увидеть, почуять человеческую музыку.

Волосы - как магнит

Каждая луковица воспринимает только свой звук, свою тональность и свой режим - крещендо или модерато; умеренно или очень быстро. Расположение волос на теле, ну и на голове особенно, не случайно. Многие смотрели на чужие затылки, замечая, как закручиваются волосы - по или против часовой стрелке. Это медленное вращение роста волос не случайно - это есть отзвук на космическое звучание. Обычно расположение по часовой стрелке, реже - против. Это означает, что в первом случае человек способен воспринимать только вибрации земного типа, Земли с её небольшим эфирным окружением. Второй тип затрагивает более высокие слои. Это настройка и на космос. Конечно, и там, и сям, идёт почти механический процесс. Без воли человека, его желания - ничего работать не будет. Только осознание созвучия с космической Арфой позволит выйти на самостоятельный уровень. Картина затылка сама по себе ничто, важен настрой его владельца.

При настройке на высокий уровень (всё по отношению к сегодняшнему уровню человека), начинает видоизменяться структура волос и, особенно, их корней. Корни становятся упругими и многовмещающими, они начинают походить на морскую губку. Они наполняются космической субстанцией, заставляя волосы вибрировать на высоком уровне даже в обыкновенных земных условиях. Вслед за корнями волос поднимается весь организм.

Балансировка волос сложна. Сейчас речь идёт не о механическом взаимодействии волос друг с другом, а о звуковом вибрационном. Принимая каждый свой звук, тон, они должны быть неуязвимы для соседей, сохраняя в то же время своё непосредственное звучание. Входящая акустическая (вибрационная) волна в пористую структуру волоса (в его мягкие наружные ткани), начинает своё многократное переотражение (и здесь оптика!), пока не дойдет до макушки волоса. Там отвибрировавшая энергия собирается, словно на кончике иглы электростатическое поле. И достаточно искры, чтобы возник разряд. Что-то похожее на так называемые огни святого Эльма.

Но вместо разряда на волосах работает акустическая перекачка волн, почти как в связанных маятниках, работающих в автоколебаниях. Волос несколько миллионов, все они должны быть настроены на определённый лад. Этим ладом является первоначальный цвет волос. Карий, блондин, шатен, иссиня-чёрный, и так до бесконечности оттенков и полутонов. Каждый цвет имеет свой звук, свою определённую ноту и пространственный рисунок. Цвет волос - это энергетический отпечаток человека, его основных параметров.

Полая структура волос также связана с типом и цветом волосяного покрова. Который сам по себе не имеет строгого, фиксированного значения по всему организму. Где-то светлее, где-то темнее. Это есть своеобразная энерго-фотография, цветовой отпечаток сущности человека. Сейчас по волосам практически никто не читает. Хотя цвет волос равнозначен жесту руки, а в некоторых случаях и сильнее.

Тип волос тоже разный - хрупкие и ломкие, густые и редкие, сильные и красивые. Это всё происходит от условий распределения тонких энерговибраций, и еще от корректного накопления организмом принимаемых энергий. Всё должно происходить плавно и без перебоев; если последние наблюдаются в организме (по разным причинам), то будет нарушаться картина организации волос как таковых. Луковички не справляются с нагрузкой, если она исходит прерывисто, скачками, говоря научным языком, идёт немодулированный сигнал. Тогда волосы начинают выпадать. Питательные вещества, вносимые в кожу, конечно, насыщают кровь витаминами, даже стимулируют рост волос. Но в лучшем случае витамины обязан формировать сам организм.

Чешуйки волос удерживают энергетическое равновесие, сбрасывая через себя скопившиеся энерго-шлаки. Когда человек волнуется или особо напряжён, он начинает ерошить волосы, начиная или с затылка, или с передней части. Активизация волос на затылке соответствует приёму излучений, а спереди - активация того, что надо передать. Работает тандем «отдать - взять».

Структура луковичек на голове различна. Затылок - и лобная часть, две линии одного целого. Приёмные луковички более рыхлые и увеличенные - им надо многое принять, понять, рассортировать и разложить по полочкам. Передающие луковички более компактны и подвижны. Им надо в короткий миг передать особый, мощный луч энерго-воздействия. Это не обязательно адресуется абоненту; это есть своеобразный энерго-посыл в пространство, отчёт о пройденном пути. Вот почему пространство звучит, имеет уши. Все это потому, что мы сами управляем миром звуков и поставляем изрядную часть их.

Для той или иной организации жизнедеятельности индивида необходима определённая стрижка. Носящие длинные волосы статны, величавы грациозны. И вовсе не потому, что коса тяжёлая. Конечно, это не догма, заставляющая быть так и только так. Это - внутренняя суть организма, являющаяся естественной для него. Короткая стрижка - подвижность, стремительность, но отсутствие рывков. Хотя и их можно получить, если неграмотно остричь волосы. Если почти полностью сбрить затылок, то человек становится маловменяемым. Он не глупеет, просто становится временно способным воспринимать узкоограниченную информацию. Если выбрить лоб - то это аналогично потере вкуса, зрения, осязания. Человек постепенно теряет ориентировку в мире, имеется в виду энергетическая ориентировка. Вообще, слишком короткая стрижка неблагоприятно сказывается на энергетическом уровне развития человека. А если ее поддерживать, то постепенно вообще можно сойти на уровень деградации личности.

Конечно, рост - длина волос должна гармонировать с внутренним настроем индивида. Плюс цвет - свой звук и тембр, сила звука. Плюс структура волос - пористая или глухая - это сказывается на способности волоса прокачать через себя принятую луковичкой энергию и собрать на кончике.

Седые волосы - пустые, их физическая оболочка аналогична окрашенным, но по звуковым вибрациям она отличается. Звук уходит не вглубь волоса, а вовне. Рассеивается снаружи, безвозвратно теряясь, потому что к корням волос стекается не только космическая вибрация, но и личная вибрация организма. Человек начинает работать на износ. Пока уровень средний, с этим еще можно мириться, как только все повышается, начинается самоиссушение. Допускать этого нельзя ни в коем случае.

Когда начинается заболевание, тогда начинает изменяться вся структура волос. Они становятся более ломкими, так как волосяные клубни теряют свою упругость и нарушается энерго-обмен между планами организма и временно закрывается доступ к космическим энергиям (а у кого-то этого доступа нет вообще). При нарушении стойкого обращения энергии в сосудах головного мозга начинается медленный распад луковичек. Дело в том, что они располагаются почти на поверхности кожи, и все повреждения на них отзываются в первую очередь. Происходит так называемая деструкция, разрушение энерго-планов, которые создают и волосы.

Когда сам волосяной покров перестаёт излучать, он теряет свою устойчивость, падает жизнестойкость. Луковица усыхает. Часто этот процесс необратим. При определённых болезнях можно серьёзно облысеть, лишиться большой части волос. Если поражения кожи и лимфоузлов глобальное, тогда восстановление волосяного покрова практически невозможно. Но если индивид принял болезнь как урок, то, даже облысев, он не теряет связи с космосом - волосы растут на лице: борода, бакенбарды, усы. Природа никогда не бросает раскаявшегося на половине пути.

Волосяные луковички очень гибки по своей сущности. Они полностью проявлены на тонких планах, где и совершают основную работу. Земные же луковички нужны только как носители самого волоса.

Волосы - как длинные конические образования. Они спиральные. Только спираль их так туго свита и её витки плотно прилегают друг к другу (к телу волоса), что создаётся впечатление цельного вещества. Но это не так. Волос как таковой не может быть цельной конструкцией, ведь ему просто необходимо постоянно резонировать на идущие волны. Поэтому и сами витки спирали (которая, собственно, и составляет сам волос), имеют разные плотностные характеристики. Иногда они очень разнятся друг от друга, хотя находятся в непосредственной близости.

Когда волосы подвергаются стрижке, начинается переформирование энергополя, окутывающего голову. Когда структура волос нарушается, то энергия выплёскивается наружу, не обработанная и не переданная нужным образом в пространство. Но тут есть одна тонкость. Чем короче волос, тем сложнее ему восстанавливаться, то есть нараститься, обрасти своей спиралью, свиться и продолжать свою работу по переработке информации. Волосы можно стричь, когда они достигают своей зрелости и не более, чем на половину их роста. Очень короткие стрижки не рекомендуются. Конечно, мыть такую голову легче, но она лишается своей естественной защиты и теряет энергообмен с ноосферой и дальними планами.

«Половая» зрелость волос связана с созреванием организма в целом. Не рекомендуется стричь детей до семи лет (внимание: у детей «индиго» свои особенности!). Там ужесточаются требования по длине волос - можно лишь чуть-чуть убрать их с висков и лба, но не в коем случае не трогать затылка. Иначе наступает перерыв в постоянном обмене малыша с его миром. Это может быть чревато резким изменением характера, могут начаться болезни, не свойственные маленькому организму. Это происходит потому, что до 7 лет малыш ещё официально, то есть энергетически, не родился. Пуповина с высоких планов его последнего пребывания ещё не иссушилась окончательно. Хорошей приметой наличия этой пуповины будет так называемая шелковистость волос, как пух. Вот этот пух указывает на идущий процесс формирования земной структуры восприятия ребенка.

После семи лет и малых месяцев можно впервые подстричь малыша, но, опять-таки, бережно обходя зону затылка. Можно подравнять виски и сформировать зону лба. После семи лет ребенок будет учиться транслировать свои мысли сознательно.

Вообще, до семи лет малыш работает исключительно на прием - идет активная работа луковиц затылка. Там усиленное кровообращение лежит почти что на поверхности. Могут быть необратимые последствия, когда тело ребенка будет сгублено неграмотным поведением родителей. Это возможно при несвоевременном укорачивании пуха на головке малыша, когда происходит внеплановая стимуляция роста. И при врачебном обследовании «вдруг» замечается или опущение почек, или аритмия (если стригли совсем маленького), или нарушение в обмене веществ, или попутные этому заболевания. Эти болезни можно расположить по шкале: время жизни - рост волос, то есть формирование тонкой энергоструктуры - выработка гормонов - стрижка (по длине волос).

Надо учитывать особенности восприятия ребенка до 7 лет и вести себя соответствующе. Маленький человечек замечательный телепат и ясновидец и надо грамотно с ним обращаться. Помня, что его основная зона его «грамотности» находится на затылке, основные мысли доносить именно через нее. Можно просто поддержать головку правой ладонью. Правая ладонь матери особенно чувствительна ко всем перепадам организма малыша. И именно правая ладонь позволит грамотно ввести в мир ребенка.

Состриженный пух ребенка, уже достигшего семи лет, имеет целебную природу, так как семь лет был неразрывно связан с космосом. Эти волосы обладают мощной силой, способной противостоять раковым заболеваниям. Ими можно лечить, прикладывая к телу, зашив перед употреблением в белый шёлк. Белый - нет посторонних цветовых примесей, дольше сохраняется целебность, которая может достигать 70 лет. Можно носить на груди как ладанку, в условиях города это лучший оберег, пока не сформируется сознание полностью. Длина кожаной нити должна немного не доходить до солнечного сплетения так, чтобы ладанка не выходила за пределы зоны. Это поможет малышу в первые годы осознанного общения с миром.

Взрослым постоянно носить ладанку не рекомендуется, потому что происходит поглощение энергии пуха без лечебного эффекта. Продавать нельзя, только дарить, передавая из рук в руки с указанием конкретной болезни. А вот дети носить могут очень долгое время. Особенно помогают волосы тому, с кого они были срезаны. Из можно постоянно носить до 10 лет.

Неграмотное срезание волос в раннем возрасте нарушает связь с тонкими планами, когда ребенку становится неоткуда почерпнуть необходимую ему информацию. И он не может защититься от жёстких вибраций, идущих извне. Потому что гасителями являются его волосы, тот самый детский пух. Они создают своеобразную энергетическую подушку, наподобие шлема танкиста, плотно окутывающего все жизненно важные зоны, расположенные на голове, особенно затылок.

Обращаться с волосами надо очень осторожно. Их задача - не только украшение. Говоря образно, они есть посредники между мирами. Приёмники и передатчики. Причём приёмники и передатчики у каждого свои. Мужчины и женщины разнятся не только качественно, но и количественно. Они по-разному воспринимают и обрабатывают приходящую энергию, вибрации. И зонные области (затылок и лоб) у каждого пола имеют свои особенности. У мужчин в большинстве своем зоны прямолинейны, то есть воспринимается идущее «в первых рядах». Разветвление или отклонение от выбранного пути восприятия распознаётся слабо. Говоря образно, намечается цель, канва той работы, которую предстоит выполнять. Поэтому и строение зонных луковичек особое, более контрастное и угловатое.

Время переключения и обработки новопоступающего сигнала хоть и небольшое, зато оговоренное, определенное «раз и навсегда». Поэтому иногда можно и впросак попасть. Иметь разветвленную гибкую сеть луковичек не каждому мужчине под силу. Поэтому у мужчин в большинстве своём своё, особое строение волос. Помимо ранее оговоренного, в конституции есть свои особенности - это кольцевые переходы. Да, строение волос у мужского рода такое же, спиральное. Но спираль идёт не до конца волоса, а примерно до его половины. То есть сам волосяной стержень состоит как бы из двух половинок, как бамбук, ствол которого также имеет перегородки. Только у волоса в данном случае перегородка одна. Зачем это нужно?

Поступающая и резонирующая энергия, отражаясь от стенок волоса, постепенно приближается к перегородке, которая похожа на тонкую резиновую мембрану, колеблющуюся с определённым периодом. Эта мембрана - своеобразный гаситель возникающих напряжений, неизбежно появляющихся в течение жизни мужчины. Вторая же половина волоса работает на тонкие энергии космических вибраций, которые только через отзвук и могут отразиться на первую половину волосяного стержня.

Это разделение на половинки необходимо для временного разграничения зон действия принимаемых энергий. Ниже перегородки - чисто земная со всеми своими звучаниями; выше - чисто космическая. Воссоединение их в данном случае невозможно, иначе говоря «крыша поедет». Эти энергии способна объединить и репродуцировать только женщина с её гибкой тонкоструктурной психофизической ориентацией. Вынашивая ребенка, она находится в постоянном и тесном контакте с тонкими планами проявления и зарождения, сама становясь на грани миров. И в то же самое время она сумет приготовить обед и встретить своего мужа. Сами мужчины напрямую слышать космос не умеют; им знакомы только вторичные вибрации мембраны, потому как совершенно жить в полной изоляции никто не сможет.

Но вот мембрана волосяного стержня не так проста. Она располагается не во всяком волосе, а лишь в самом мощном и жизнестойком. То есть в том, в чьей луковице изначально заложены мощные ферменты, способные удержать энергетическое равновесие без ущерба для организма. Их, таких волос, примерно 50%. Кроме того, мембрана способна менять свое положение на стержне волоса, подобно регулятору громкости. Это нужно для своевременного подбора характеристик безошибочного функционирования органов тела.

Мембрана (рис.1) регулирует количество или плотность резонирующих колебаний, возникших от космического давления на мембрану с верхней части волоса. Вообще, вторая часть волоса считается своеобразной надстройкой, неким чердаком для сохранения структурной связи с высшими планами. Мембрана может быть поднята почти на всю длину волоса, совершенно уменьшая внешнее «космическое» пространство. Это зависит от характера поведения индивида: алкоголь, наркозависимость, чрезмерное удовлетворение потребностей своего тела и прочие излишества отрицательно сказываются на нахождение в организме чистого пространства (верхняя часть волоса).

Можно вообще лишиться мембраны, полностью погрузив себя в земные объятия, будь то земные удовольствия или астральные прихоти. Вернуться к мембране очень сложно, так как её структура способна удержаться или сохраниться лишь при определённом давлении с обеих сторон. Земное должно быть уравновешено космическим. Иначе - разрушение, в случае преобладания земного, и, в конечном счете, потеря чистоты организма.

Но возможна и другая ситуация, когда мембрана опускается, а не поднимается по волосу. Этот случай самый благоприятный. Тогда организм начинает переориентироваться в условиях нового акустического давления. Как видно, мембрана полностью регулируется самосознанием индивида, и способна как закрыть доступ к космическим вибрациям, так и наоборот, полностью поднять организм.

Иногда седые волосы у мужчин могут быть своеобразными предохранительными клапанами, особенно когда уже наметился взлёт сознания мужчины. Тогда, чтобы организм «не перегорел», через пустые волосы стравливается чисто земная энергия - все страсти, склоки, обиды могут быть разрешены гораздо менее болезненно. А мембрана в волосах постепенно будет опускаться микрон за микроном, до тех пор, пока земные энергии не останутся в меньшинстве своем навсегда.

Конечно, мужчинам непросто держать энергетическое равновесие, когда сам организм непосредственно к этому не приспособлен. Но возможность этого добиться есть у каждого. Мембрана всегда готова отозваться на малейшее колебание.
С возрастом структура волос меняется. Когда повышается самосознание, и сотворчество главенствует над всем земным, уже нет необходимости придерживаться неких земных условностей. Если индивид достиг такого состояния своего организма, его волосы становятся упругими. Мембрана растворяется бесследно, а кончик волоса приоткрывается, из конической конструкции превращаясь в цилиндрическую форму (рис.2).

Мужчина, достигший такой высокой степени, подпадает под своеобразный энергетический «дождь» космических вибраций, постоянно окутывающих своего владельца. Волосы в таком случае становятся магнитами, притягивающими высокие вибрации. Цвет волос может быть различен. Как иметь свой цвет, так и быть бесцветными, седыми. Когда волосы становятся седыми и прозрачными, тогда вибрации начинают лучиться вокруг тела, высветляя собой нимб ярко-огненного цвета. Эта аура живого огня в его естественном состоянии. Закрашенные волосы дают эффект лейденской банки, собирающей в себе электричество. И тот, и другой случай зависят от условий необходимости проявления конкретной задачи.

Конечно, тема волос обширна. И далеко не исчерпывается рассмотренными факторами. Так же и вопрос лысины, и тех, кто постоянно бреет волосы в силу тех или иных причин. Если волосы существуют, они жизнеспособны, даже когда они гладко сбриты, и эффект космической перекачки все равно существует. Просто тогда основную функцию берут на себя луковички. Процесс резонатора переносится под кожу головы и начинает резонировать непосредственно в лицевых костях черепа (носоглотка, гайморовы пазухи и т.д.). Вся деятельность луковичек становится особо проявленной, и владельцу такого способа обращения энергий приходится не совсем сладко. Это все равно, что обнажиться, лишившись привычной защиты. Конечно, это закаляет, но выдержать такое способен не каждый. Потому что оголяется не только кожа, но и все недостатки выплывают наружу.
Слепое следование моде способно сгубить организм.
Строение женских волос

Женские волосы в большинстве своём такие же трубчатые и спирально свитые. Но не все. Встречаются двуполые волосы. Это волосы, разделённые своеобразной перегородкой от луковички и кончая самой макушкой волоса. Такая структура (рис.3) жизненно необходима женщине. То, что у мужчины проявлялось через подвижную мембрану, у женщины простирается по всей длине волоса. Эта перегородка - тоже резонатор. Но вот энергии текут в полостях смешанные. Кончик волоса не плотный, а похож на мелкое сито. Падающая энергия распределяется на «сите» и разделяется на два потока, уходящих к луковичке волоса (рис.4). Там происходит переформирование, трансмутация падающих энергий. Они обогащаются местными потоками, излученными организмом, и в виде резонаторно - акустических волн поднимаются по разделяющей перегородке вверх. К макушке волоса.

На рис.5 образно показана трансмиграция совокупностей тонких вибраций, поступающих с тонких планов. И что получается в результате. В зоне луковички происходит резонаторное переотражение и суммирование волн: падающей извне, то, что принёс волос, и той, что скопила в себе луковичка; то есть, местные вибрации. В результате их взаимодействия порождается третья волна - вибрация, уходящая к концу волоса по перегородке. Причем эта перегородка не полая, она заполнена своеобразным пористым материалом, способным загасить неравновесные вибрации и провести результирующую волну неповрежденной. Эти волны показаны зелёной стрелкой. А зеленые зигзаги, выходящие со всех сторон от волоса - это мягкое излучение, побочный результат сложения волн у луковички. Эти излучения коротко живучи, и распадаются (затухают) тут же на поверхности волоса.

Такая сложная структура необходима женщине в период вынашивания ребенка. Но формируется заранее. Дело в том, что такая конструкция хрупка и требует для своего завершения довольно - таки зрелой энергии, с густыми и прочными вибрациями. Главное здесь - это та результирующая волна, отмеченная здесь зеленым цветом, которая и формирует место жизни ребенка. Это происходит не только внутри организма, но и вне тела, что не менее важно. Создается особой прочности локальное поле, способное противостоять всем неблагоприятным факторам. Женщина становится открытой космосу и его вибрациям, она просто знает, где, что и когда надо делать.

Двойная структура волоса предназначена для двоих - матери и ребенка, а отраженная волна - как зонтик безопасности для них, сшитый самим Космосом. Возможность зрелого восприятия ребенка, не физического плана, а пси-духовного, сознательного, формируется в среднем к 30 годам. Это не только осознание ответственности, это еще и организация особых вибраций и создание особого типа волос, как приемников, фиксирующих будущее зарождение.

Перегородка - своего рода комплексная защита. Без духовной подготовки перегородка рыхлая и мягкая, способная легко разорваться от малейшего возбуждения или переохлаждения организма. Поэтому рождаются больные дети, больные энергетически. Самое главное происходит на высоких огненных планах, где осуществляется постройка волос, закладывание основ будущей защиты. Это и есть сознательный процесс построения, то великое со-творчество, кульминацией которого является рождение нового человека на Земле.

Женские волосы работают подобно органу. Желтое пространство на рис.5 обозначает тонкую структуру волосяного стержня. Такую прозрачную и тонкую, что сам волос кажется полым. Эта сердцевина и есть главный резонатор целого волоса. Фактически тут представлен разреженный материал непосредственно луковички волоса. Только там он спрессован и сжат до момента проявления; а в волосе он представлен в своем первозданном виде.

Это легчайшее образование, практически не имеющее веса, но несколько похоже на золотой вечерний солнечный луч, такой же насыщенный и осязаемый. Этот жёлтый Огонь тонко отзывается на малейшие колебания в структуре, и не позволяет вибрациям отойти от намеченного пути. И делает так, что полученные вибрации распространяются прямо по спирали волоса. Фактически, спираль, то есть наружная оболочка волоса, и есть условно затвердевший жёлтый Огонь волоса. Сам же волос - есть непростое образование, и вещества, его слагающие, тоже особенные по своему строению. Это есть тонкое поле, удерживаемое в полости волоса только вибрационным путём, теми волнами, которые собирает луковичка.

Это образование - желтый Огонь - принадлежность исключительно женских волос, но не всегда он может проявиться в полную меру. Потому что и женский конический волос способен в определенных условиях стать цилиндрическим, условно разделяясь как бы на два, а фактически становясь космическим приёмником. Вибрировавший волос начинает выделять внутрь себя некую субстанцию, которая и порождает из себя тот самый золотой Огонь как связующее звено и определённый демпфер между работающими мирами.

Можно сказать, что золотой Огонь и есть полупроявленная космическая субстанция, позволяющая держать связь с входящим ребенком и слышать его с первых часов зачатия. Воистину, ноги на земле, а голова на небесах. Эта золотая связка - субстанция помогает и заведует интуицией, проявляя отдельные её моменты особенно чётко на земном плане. Но вот чтобы взрастить в себе этот золотой Огонь, необходимо планомерно и кропотливо насаждать в своём организме высокий ритм.

Золотой Огонь регулирует многие процессы в организме. Особенно он выражен в лимфоузлах, щитовидной железе и играет первостепенную роль в организации иммунитета. Аналогом Золотого Огня, или, вернее, его новым воплощением - что важно для мужских волос, является корневая луковичка. Это особое образование, находящееся непосредственно в самой волосяной луковице, и располагается так - см. рис.6.

Это небольшое образование в латентном состоянии находится в луковице у практически любого волоса - мужского или женского. Это своеобразная кладовка, имеющая тонкие мюонные связи непосредственно с тонкими планами и планами огня. По вибрациям схожа с Агниомом и его поведением. Эта кладовая начинает функционировать, когда вибрации организма приближаются к её собственным, и она, начиная вибрировать в ответ, задействует свои спящие энергии и начинает звучать в «полный голос».

В силу особых вибраций это образование больше проявлено у женщин, нежели у мужчин. У последних тоже наблюдаются периоды, своеобразные вспышки, но «вытянуть» до конца не удаётся. И образование снова глохнет, так и не проснувшись полностью. Фактически это означает выход на новый уровень организма, его коренную перестройку. Несущие волны - то есть те, в которых размещена вся рабочая часть - относятся к самовосстанавливаемым, что особенно важно при стрижке и другой обработке волос.

При стрижке происходит мгновенное восстановление на оставшейся части отрезанной; восстанавливается точная форма, копируя своего предшественника. То есть формируется свое «сито», которое возникает из перегородки волоса (рис.7).

Формирует структуру - верхушку отрезанного волоса - сам Золотой Огонь совместно с гибкими вибрациями перегородки. Поэтому женский организм очень гибок, ибо восстановление волос не является сложной процедурой. Такие волосы сами не выпадают; они называются несущей конструкцией или волосяным базисом. Количество таких волос у женщины неограниченно. В принципе, вся голова может быть такой, и каждый волос стать несущим. Всё зависит от состояния сознания.

В таких волосах нет чешуек, которые образуются вследствие расхождения витков спирали, когда оголяется естество волоса. Чешуйки наблюдаются в современных условиях, когда несбалансированные внешние вибрации начинают разбивать тонкую структуру волоса. Часть чешуек отпадает, часть сцепляется друг с другом в движении. Сам такой процесс нежелателен, потому как теряется слаженность взаимодействия волос друг с другом.

У мужчин и женщин чешуйки играют разные роли, имея свои задачи. У женщин они являются нежелательным элементом, а у мужчин (в большинстве своём) приветствуются. Потому что своим несбалансированным движением они всё-таки гасят, хоть и частично, ненужные вибрации. Женские вибрации превышают мужские на несколько порядков. Концентрация и плотность субстанции Золотого Огня в женских волосах настолько высока, что способна очистить вокруг себя атмосферу в радиусе нескольких метров. И это в случае даже полуспящих волос и луковичек.

Указанные параметры начинают расти вместе с сознанием в геометрической прогрессии.

Функции волос в организме

Волосы помогают настроить вибрационный ритм эритроцитов; они вибрируют вместе с кровяными тельцами и помогают общей прокачке крови по капиллярам организма. Иммунная система напрямую связана с волосами. Фактически, это та же акустическая настройка. Внутренняя резонансная перекачка волн в волосах позволяет за определённый интервал времени вывести организм на новый уровень.

Связь от волос к остальному организму осуществляется через кровь. Составляющая крови - вода - способна изменить состав, работая по типу магнита. Капилляры окутывают луковички, снабжая резонансной информацией. Иммунодефицит - констатация факта нахождения в крови яда империла. Введение в кровь различных лекарств не так хорошо, как кажется. Антибиотики убивают микрофлору крови. Иммунитет как таковой закладывается в детстве, при бережном отношении к детским волосам.

Современная наука ещё не нашла связи между кровью и волосами. Нужен синтез и синтетическое мышление.

Если говорить о славянских прическах, мужских или женских – не имеет значения, то необходимо уточнять, о каком временном этапе идет речь. Ведь мужские и женские славянские прически менялись с течением времени, и чем ближе к современности – тем чаще. Вероятно, это связано с модой на заимствования из других культур. Сегодня прически в славянском стиле – это стилизации на различные эпохи, в нынешних салонах красоты вам никто точно не скажет, откуда взята та или иная концепция. Тем не менее, существует немало литературы, описывающей славянские прически, начиная с Позднего Средневековья. Подобные наработки основаны в большей степени на дошедших до нас изображения – это фрески и рисунки в книгах. Также существуют упоминания европейских и азиатских хронистов, которые встречались со славянами (например, знаменитые дневники Ибн Фадлана).

Но какими были славянские стрижки изначально, в Раннем Средневековье и в еще более древние эпохи? Точного ответа на этот вопрос у нас нет, потому что до нас через фольклор дошли лишь скупые упоминания о принципах, на основе которых такие прически формировались. К примеру, прически славянских женщин, по всей вероятности, всегда подразумевали косу или даже несколько кос. Одну мощную косу носила женщина замужняя, «колосок» косы в этом случае олицетворял единство рода. Коса должна была располагаться за спиной вдоль позвоночника, главного «энерговода» в человеческом теле. Прически славянских женщин, еще не вступивших в брак, могли подразумевать несколько кос. Зачастую их располагали не только на спине, но также спереди вдоль плеч. Так женщина показывала, что она свободна. При этом, вероятно, из волос могли собираться «корзинки» и прочие эстетически гармоничные фигуры. Но прическа славянской женщины однозначно не могла подразумевать распущенные или короткие волосы. Ведь наши предки полагали, что в волосах заключена сила человека. Волосы – как своеобразные антенны-приемники, напитывались окружающей силой и передавали ее своему владельцу. Распущенные волосы напротив, отдают энергию. Женщина могла носить распущенные волосы только в доме, среди самых близких людей, даже в кругу друзей такой вариант был недопустим. Не говоря уже о коротких прическах (типа каре). Таких исконно славянских причесок никогда не существовало, потому что женщина, которой необходимо делиться жизненной силой со своими детьми, никогда не станет лишать себя дополнительного притока энергии, это попросту глупо и даже опасно (чревато болезнями).

Что касается мужских славянских стрижек, то они также не подразумевали распущенных локонов, но по другой причине. Мужчины сильнее женщины с точки зрения энергетики, образно выражаясь, мужчина – генератор (тогда как женщина – приемник). Но распущенные волосы говорили о небрежности, да и попросту были неудобны, ни в быту, ни в бою. Мужчины носили достаточно длинные прически, но не такие длинные, как у женщин. Судя по уже упомянутым дневникам Ибн Фадлана, у мужчин волосы были примерно до плеч. Мужские славянские прически не подразумевают косу, волосы собираются в хвост. При этом часть волос сзади могла располагаться под хвостом в свободной форме (такую стрижку можно увидеть у Геральта из Ривии из ныне популярной компьютерной игры Ведьмак 3). Предположительно, мужчины могли заплетать несколько локонов в тонкую косу, оставляя ее сбоку. Этот аспект носил символическое значение, возможно, это был символ мужчины, идущего на войну. Однако такая коса никогда не оставлялась спереди лба, она могла мешать в схватке. Прически славянских воинов не особенно отличались от бытовых мужских причесок. Они в любом случае забирались в хвост, чтобы не мешать обзору. Также здесь стоит учесть один практический аспект. Учитывая наличие у воина шлема, хвост располагался у самой шеи, иначе воин попросту не мог надеть шлем с подшлемником. Это единственный действительно логичный момент, который стоит учитывать, в остальном, если мы говорим о глубокой древности, нам неизвестны какие-то особые прически славянских воинов. Таким образом, волосы у славян, имея особое символическое значение, распускались только в доме. Длинные волосы у славян были нормой, ненормальными считались короткие прически, не важно – у мужчин или у женщин. При этом у женщин они, разумеется, были длиннее, что отчасти обусловлено элементарной физиологией. Длинные волосы у славян – это символ красоты и силы, короткие волосы могли указывать на «низость» натуры человека, что, кстати, справедливо для многих народов древнего мира (за редким исключением, как, например, было у римлян). Также короткие волосы, вероятно, могли служить указанием на «рабское» положение. При этом известно, что славяне с древности использовали берегини – полоски из кожи или ткани, которыми обвязывался лоб. Так даже растрепанные локоны не мешали обзору, кроме того, к берегине могли подвешиваться декоративно-обережные элементы, к примеру – всем известные височные кольца, распространенные у восточных славян в Средние Века. Волосы у древних славян имели чуть ли не сакральное значение, поэтому к прическам, вероятно, подходили с большим тщанием. К сожалению, у нас нет точных сведений об обрядовых, жреческих или воинских славянских прическах. Однако мы знаем базовые принципы, знаем, как наши предки относились к своим волосам. Вероятно, этого достаточно для человека, который пытается так или иначе прикоснуться к своим корням, чтить былые традиции.

Введение

На эту тему написано уже достаточно много материала. Наша задача теперь - осветить малоизвестные факты, которые не упоминаются в других исследовательских статьях.
Начнём с констатации факта. Волосы, как у мужчины, так и у женщины - это сакрально, глубоко и непонятно сегодняшнему поколению в полной мере. Раньше ни женщины, ни мужчины не стриглись коротко. Великим позором считалось потеря волос и даже их части. Волосы и причёски были как некий образ, глубокий и продуманный. Это было частью культуры. Вот именно этот пласт мы сегодня и попытаемся раскрыть в нашей статье.

Значение волос для славянского мужчины

Наши современники, начнут песню, которая сводится к тому, что длинные волосы были неудобны мужчине. Дескать, он практичен и у него нет времени за ними ухаживать и следить, да и в бою наличие длинных волос может стать подспорьем сопернику. Это не так. Хорошо подготовленный и тренированный воин знает как прибрать волосы таким образом, дабы они не мешались и в бою и в повседневной жизни. И правда, они могут стать помехой в контактных видах спорта. Но в кулачных забавах не принято было таскать соперника за волосы, так как это было бы смертельной обидой, которая легко могла стать причиной для пролития крови. Кулачные бои были с определёнными правилами, и не по-славянски было заниматься такими глупостями, как дергать друг друга за волосы. А в битвах с врагом волосы убирались и прятались. Ну и в мечевом бое, да и в любом другом, присутствует дистанция и соперник поражается оружием на расстоянии. Так что волосы не помеха.

А то мнение, что мужчины не могли следить за своими волосами - всё это глупости и происходит от банального незнания или лени. Но это не значит, что у мужчины были волосы до пятой точки. Обычно длина волос была до плеч или чуть ниже. Как волосы достигали этой длины, далее контролировался. Все срезанные волосы сакрально сжигали в печи или на костре, ни в коем случае они не выкидывались. Таким сакральным методом предки передавали вечности часть себя. Волосы рассматривались как хранители знаний, опыта, они являлись мерилом чести и поэтому не удивительно, что обрезанные волосы могли сказать знающему человеку достаточно много информации. Ещё 20-30 лет назад бабки советовали в деревнях молодым сжигать обстриженные волосы. Но уже не поясняя всей глубины сакрального смысла.

Нужно поговорить немного и об убранстве волос. Чаще всего волосы собирались в хвост при повседневной носке. Хотя были различные методы убранства волос. Самым популярным на Руси были очелья. Очелье это головной оберег и в быту он собирает волосы так, что они не лезут в глаза. Ведь постоянная носка волос в пучке, стягивает волосы и голова несколько устает. Кроме того очелья это мощный оберег, который славяне использовали несколько лет и верили что он забирает негативную энергию. Поэтому на Масленицу, когда приходит время, очелье было принято сжигать. Когда же приходит это время для очелья, его носитель должен понимать сам. Очелье защищает от дурных мыслей, сглазов, наделяет человека различной защитой от негативных воздействий. Это барьер для ясности вашего мышления.

Кроме того волосы всячески украшались. Например, тонкими косичками, на конце такой тонкой косички был специальный узел. Но не каждый знает цель таких украшений. Это важный сакральный код. Или символ, если так удобнее. Такие косички с узелками вязались на память. Это как сегодня молодёжь носит верёвочки на руках. Принцип тот же, и ноги у этого растут из одного места. Только вот волосы, как мы писали выше, являются хранилищем памяти, духовным центром в представлении славян. И через эту призму становиться понятным, почему наши предки не особо любили стричься.

Мужчины ходили часто с не покрытой головой. Им не было нужды по традиции прятать волосы. Есть ещё древний рудимент (остаток старой традиции) когда при входе в церковь у христиан принято снимать шапку. Так вот это пошло со времён двоеверия. Так как славяне верили, что через волосы они получают связь с Богами. Это глубокий смысл.

Значение волос для женщин

Несколько отличается значение волос для славянок. Тут не нужно объяснять, почему у них были волосы до пят. Это норма и славянка всегда изображается либо с длинными волосами, либо в платке. Это первый сакральный смысл. Девушки до замужества могли щеголять с длинными волосами и не с покрытой головой. Замужние могли дома ходить с непокрытой головой, а на людях только в платке. Это как бы маркер замужней / не замужней славянки. Выход в свет замужней славянки считался не приемлемым и тот, кто осмелился выскакивать на улицу с непокрытой головой, мог услышать от людей фразу «опростоволоситься» что означало совершение ошибки в этикете поведения. Но у этой традиции есть и более глубокий смысл. Дело в том, что женщина замужняя больше была не должна впитывать волосами социальный негатив. То есть покрытая голова защищала сильнее, чем очелье. Хотя очелья девушки использовали наравне с мужчинами. Так же как и мужчины, девушки вплетали в волосы цветы, делали сакральные узелки – наузы. Единственное, для девушек волосы это не просто родовая память – это ещё и особая гордость. В девичестве в селениях часто устраивали смотрины девичьих кос. Недаром в сказках есть словосочетание «Варвара краса – длинная коса». У этой традиции есть и свадебный подтекст. Так как волосы считались самым важным и значимым украшением девушки. На таких смотринах присутствовали и потенциальные женихи. Для которых девичья коса передавала множество информации. Аккуратность, усидчивость, умение следить за собой и многое другое.
Очень важен и сакрален обряд расчёсывания. До замужества расчёсывание волос доверялось только матушке или бабушке по материнской линии. После замужества девушка должна была расчёсывать свои волосы сама. Муж мог расчесать женщине волосы, и по сакральному значению это должно было ему придать особые силы. Так как расчёсывание женских волос это особое таинство. И мужчина должен это делать правильно со сменой гребешков. То кто расчёсывал длинные косы, тот это поймёт. Только выполнив весь ритуал целиком, мужчина получал заряд энергии и силу, которая ему требовалась.

Выводы

Вот вроде бы волосы и волосы, ан нет, они играли огромную роль в жизни наших предков и мы должны хотя бы понимать, как тогда относились к такому явлению, какой тайный смысл и даже магию вкладывали люди в значению волос в своей жизни. Эта статья ещё раз показывает, насколько важны такие мелочи и как мы ещё мало знаем о наших предках.

Славянские прически отличались простотой и практичностью. Девушки носили длинные косы, украшая лентами, самобытными головными наборами. Символом красоты считалась длинная густая коса, русские народные прически основывались на трехпрядном плетении. Современные модницы также используют традиционную укладку, придавая нотки индивидуальности.

Описание стиля

Прически древней Руси не отличались оригинальностью. Простой народ и знать носили одинаковые модели, отличались только убранством головные наборы, одежда. Женские укладки регламентировались церковными законами, девушки носили одну косу, а замужние женщины заплетали две. Традиционное трехпрядное плетение символизировало красоту, здоровье, жизненную энергию. Чем толще и длиннее была коса, тем краше считалась девушка.

Вплетенные ленты в колосок означали помолвку и скорое замужество. После вступления в брак женщина не могла появляться на людях с непокрытой головой, а традиционной прической считалось 2 косы. Одна наполняла жизненной энергией хранительницу очага, вторая оберегала ее детей. Волосы имели особое значение, во время болезней их распускали и старательно расчесывали для быстрого выздоровления. Настоящим позором для девушки было обрезание косы, так же, как для замужней женщины появиться на людях без платка или кокошника.

Все изменилось в XVIII веке, крестьяне продолжали носить традиционные плетения. На высший свет влияла французская мода, популярными были громоздкие конструкции париков. Носили как мужчины, так и женщины, предпочитали объемные варианты «Пудель», «Грива». Подобные изделия стоили очень дорого и украшать голову пышными париками могли только представители высшего света. На смену цирюльникам приезжали парикмахеры, которые не только создавали искусственные шиньоны, но и наносили грим. Внешности уделялось большое значение, создавались целые образы, парикмахеры считались людьми близких к искусству.

В XIX на смену громоздким парикам пришли античные прически. Мужчины уже не носили сложные конструкции, а коротко стригли волосы. Для красавиц предлагались модели на среднюю длину, пряди завивали в разнообразные локоны, которые укладывали на макушке, темени, у висков. В моду вошли симметричные укладки, которые украшали кружевом, бисером, лентами.

В ХХ веке под влиянием исторических событий появились практичные стрижки, андрогенные формы. Новое время отразилось и на парикмахерском искусстве, модницы выбирали паж, каре, боб, «Гарсон», «Сессон», «Пикси». Длинные волосы уже не ассоциировались с женственностью и красотой, традиционные косички заплетали только школьницы. В XXI веке в моду вернулись длинные волосы, благодаря влиянию многих культур появились новые вариации плетения. Неизменной осталась лишь русская коса, на основе которой сегодня создаются сложные, современные укладки.

Характеристики русского стиля:

  • основные черты прически - симметрия, заплетенные волосы, аккуратно уложенные в тугую косу, челка редко использовалась в народных прическах, что позволяло сделать акцент на чертах лица;
  • макияж отличался яркими красками, девушки выделяли глаза, брови черными угольками, для губ и щек использовали свекольный сок, чем румяней красавица, тем краше она считалась;
  • в одежде ценилось качество ткани, вышивка, роспись, красочные, цветочные рисунки, национальный костюм включал белую рубашку и сарафан в пол на тонких бретелях, обязательным атрибутом был головной убор - кокошник или платок.

Характерные черты причесок

Славянские традиции позволяли отрастить длинные косы, ухаживали на Руси за локонами не менее тщательно, чем сегодня. Девушки могли часами расчесывать пряди деревянными гребнями, заговаривая волосы на прибавления красоты. Первыми ополаскивателями были настои трав, а чтобы коса не пушилась, сохраняла аккуратную форму, копну смачивали соленой водой.

Отличительные черты причесок в русском стиле:

  • волосы не обрезаются, ценится максимальная длина;
  • локоны не окрашиваются, природный блеск и сияние достигается благодаря тщательному уходу;
  • отличаются симметрией, выполняются преимущественно без челки, возможны варианты с прямой челкой;
  • основная прическа - трехпрядная коса, также носили колоски вокруг головы, собирали волосы в пучок;
  • волосы туго завязывались, неудачной считалась прическа с выбившимися прядями или торчащими «петухами»;
  • часто использовались головные уборы, разноцветные ленты.

Кому подходят прически в русском стиле:

  • украсит прическа не только обладательниц славянской внешности, подойдет барышням контрастных типажей с выразительными чертами лица, кудрявыми и вьющимися локонами;
  • рекомендуется молодым девушкам, традиционное плетение подчеркнет нежность, красоту юности;
  • зрелым женщинам стоит выбирать прически со свойствами коррекции, объемной макушкой, обрамляющими лицо прядками;
  • старинные прически подчеркивают изящный силуэт, собранные волосы подходят стройным высоким и миниатюрным барышням.

Важный момент! Традиционные укладки стоит комбинировать с современными стилистическими направлениями бохо, гранж, кэжуал, романтичным, пижамным стилем.

Выполнять прически в русском стиле можно на любой длине. Этно образ создается не только благодаря особой укладке. Стоит уделить внимание деталям, аксессуарам. Для многих коса станет отличным вариантом на каждый день. Рекомендуется выбирать для торжественного события, дополняя соответствующим нарядом:

  • собранные модели лучше создавать на второй день после мытья волос или использовать стайлинговые продукты, чтобы прядки не выбивались из общей копны;
  • для придания объема редкой косе рекомендуется накрутить основную часть волос, также можно использовать накладные трессы для увеличения длины, материал подбирается под цвет локонов;
  • отсутствуют начесы, пряди у лица, допускается челка прямой формы, прическа достаточно простая, нотки самобытности создаются с помощью деталей;
  • симметрии укладкам придает вертикальный центральный пробор и трехпрядное плетение, также можно собирать локоны в колосок, пучок, гладко зачесывая локоны назад.

Для создания прически в русском стиле, нужно подобрать подходящие аксессуары. Платки, ленты, кокошники будут выглядеть стильно, современно, сочетаются не только с нарядами а-ля барыня, но и с актуальным кэжуал, гранж, гламурным шиком.

Можно ли сделать укладку самостоятельно

Старинные прически легко создавать своими руками. Для выполнения причесок на основе русской косы можно ознакомиться с видео Лилит Мун,пошаговая техника обеспечит желаемый результат. Различное расположение кос позволит подобрать прическу для разных типажей внешности.

Инструменты для выполнения укладки в русском стиле:

  • щетка для расчесывания всей копны, выбирать в зависимости от типа волос, чтобы локоны хорошо разделялись и не пушились;
  • плоский гребень потребуется для выполнения пробора, создание гладкой укладки, попрядного расчесывания плетения;
  • гель, воск, лак или помадка используются для создания аккуратной укладки;
  • невидимки, шпильки, резинки позволят зафиксировать косу, сохранив форму максимально долго;
  • аксессуары для волос - кокошник, платок, обруч, ленты, кружево.

Причёски с косами на каждый день быстро и легко.

Варианты стрижек, причесок, укладок на разную длину волос

Укладки для народных танцев отличаются не сложностью выполнения, а роскошными головными уборами. Выполняются на длинных локонах, толстая, густая коса является обязательным элементом прически. Локоны зачесываются назад, акцентируя внимание на лице. Подходит молодым девушкам с правильными, выразительными чертами, вытянутой, треугольной формы овала.

Коса вокруг головы выполняется на средней и длине ниже плеч. Подходит барышням с точеными чертами лица, правильной формой овала. Вариант удобной, практичной укладки, также используется и для особых случаев. Для придания характерных этноноток можно вплетать ленты, или сочетать с нарядом в русском стиле.

Для длинных локонов рекомендуется выбирать модели с одной или двумя косами. Простая укладка подчеркивает девичью красоту, нежность. Подходит барышням, предпочитающих естественную красоту. Симметричные прически акцентируют внимание на лице, длинные косы подчеркивают стройный, хрупкий силуэт. Удобная прическа на каждый день позволяет сохранить аккуратную форму, предупредить спутывание длинных прядок. С помощью аксессуаров лент, венков, ободков, легко создать праздничный образ.

Прически с кокошниками выглядят стильно и современно. Сочетаются с плетениями на средних и длинных локонах, но можно выполнить и на коротких прядках. Головной убор акцентирует все внимание на себе, скроет отсутствие роскошной копны. Подбирать аксессуар рекомендуется под основной наряд, можно создавать образ не только для фотосессий, но и для торжественных мероприятий. Подходит стройным, высоким девушкам, миниатюрным барышням нужно выбирать аккуратные, небольшие модели русского убора.

Собранные прически с платком используют современные барышни, создавая неповторимые образы. Подходят для холодного периода года, выбирают девушки модельного типажа внешности. Благодаря головному убору создать русский стиль можно в современной интерпретации. Прически с платком рекомендуется выбирать барышням с безупречными внешними данными.

Плюсы и минусы

Многие модницы отказываются от старинных укладок, но трехпрядная коса является основой многих современных моделей. Учитывая преимущества и недостатки плетения, легко создать яркий, самобытный образ.

Плюсы:

  • сохраняет аккуратную форму на протяжении дня;
  • простая технология плетения не вызывает сложности выполнения даже у новичков;
  • возможно сочетать с современными стилистическими направлениями;
  • русская коса соответствует актуальным парикмахерским тенденциям;
  • выполняется на прямых, кудрявых, вьющихся локонах;
  • оригинальные аксессуары позволяют создавать индивидуальные образы.

Минусы:

  • не подходит зрелым, а также полным женщинам;
  • прическа не обладает омолаживающими, корректирующими свойствами, акцентирует внимание на недостатках;
  • не получится выполнить на коротких прядках.

Звездные примеры

Ксения Собчак выбирает традиционные косы для светских мероприятий.

Ульяна Сергеенко не только разрабатывает успешные коллекции, вдохновляясь традициями древней Руси. Дизайнер и сама использует стильные образы с собранными локонами для светских раутов.

Джиджи Хадид сочетает длинную косу до пояса с красным костюмом и широким чокером.

Наталья Водянова часто появляется с собранными укладками, подчеркивающими уникальную внешность супермодели.

Полезное видео

Плетение русской косы.