Можно ли возить ребенка на заднем сидении. Какой штраф за перевозку детей без кресла? Когда штраф не назначается




Конечно, на тему детской автобезопасности сказано очень и очень много. И все равно возникает миллион вопросов. Почему нельзя возить грудничка на руках, что это за специальные кресла для новорожденных и детей до года, какие они бывают, чем отличаются и какое, в конце концов, лучше выбрать? Разбираемся в теме вместе с экспертами и ГИБДД.

НЕ автокресло

О том, что детей перевозить нужно только в специальном удерживающем устройстве знают все, но только вот грудничков возят не в кресле, а в специальной автолюльке. От автокресла для детей постарше она отличается весовой категорией.

Название люльки говорит за себя – в ней малыш лежит или полулежит. Это важно, потому как до полугода груднички не сидят, а сажать специально очень вредно для ребенка – скелет еще только формируется, головку он учится держать в течение нескольких месяцев… В общем – нельзя.

Надо учесть, что не все детки садятся как по заказу в шесть месяцев, некоторые и позже. Так что вариант «поезжу полгодика на ручках, а потом посажу в кресло» не подойдет. Опять же потому, что все автокресла «работают» в зависимости от веса маленького пассажира.

Люльки бывают двух видов: «0» и «0+». Первая позволяет перевозить детей весом до 10 кг, вторая – до 13-ти. Казалось бы, зачем такое разделение? Нам объяснили специалисты.

Категория «0» подходит для детей с рождения. Люльки типа «0» все без исключения оборудованы вкладышем для новорожденных и их используют примерно до года. Люльки категории «0+» не всегда имеют вкладыш, и в них можно возить малышей примерно с 4 месяцев и до 1,5 года. Вкладыш часто убирают на зиму, потому что ребенок и так в теплом комбинезоне. Еще его убирают по мере роста ребенка, так ложе становится чуть-чуть поглубже.

По правилам

Не лишним будет напомнить, что говорят о перевозке детей Правила дорожного движения:

Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием специальных детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием специальных детских удерживающих устройств.

пункт 22.9 ПДД РФ

Да, многие родители наивно полагают, что и на руках у мамы или папы младенец в безопасности. Однако достаточно обладать здравым умом и небольшой долей фантазии, чтобы представить что случится, если машина с ребенком, «пристегнутым» так ненадежно, попадет даже в незначительную аварию.

Принципиальная необходимость фиксации ребенка в автомобиле в специальном детском удерживающем устройстве, а не на руках у родителя, обусловлена тем, что при резком торможении (ударе) при скорости 50 км/ч, вес пассажира возрастает более чем в 30 раз. Именно поэтому перевозка ребенка на руках считается самой опасной: если вес ребенка 10 кг, то в момент удара он будет весить уже более 300 кг, и удержать его, чтобы уберечь от резкого удара о переднее кресло, практически невозможно.

Еще на заметку информация тем родителям, кто считает, что аккуратное вождение спасет от попадания в аварию и, следовательно, освобождает их от необходимости перевозить ребенка в люльке. По данным ГИБДД, большинство аварий (76%), в которых пострадали дети, – это столкновение машин. Но при этом в 95% случаев аварии происходили на асфальтированных дорогах, в 79% ДТП происходило в сухую погоду, 82% – в светлое время суток, 77% – в ясную погоду. И самое главное – средняя скорость при аварии составила 51 км/ч. То есть абсолютное большинство аварий с детьми произошло при идеальных для дорожного движения условиях. То есть, простыми словами, даже если вы водите аккуратно, от аварии вас ничто не застрахует.

К сожалению, пренебрежение элементарными мерами безопасности родителями не только для себя, но и для ребенка может закончиться очень трагично. Особенно если при движении автомашины ребенок располагается на руках. В этом случае ошибочно полагать, что, держа на руках, мы его оберегаем. При столкновении или резком торможении вес пассажира возрастает в несколько раз, и удержать ребенка от резкого удара практически невозможно. Если при этом и сам взрослый не пристегнут ремнем безопасности, то это верная гибель для малыша. Доказано, что ничего лучше специальных удерживающих средств для перевозки детей не оберегает их в момент столкновения.

Пресс-релиз ГИБДД

По данным правоохранителей, удерживающее устройство снижает вероятность растяжения шейных позвонков у детей в возрасте до двух лет на 90%. Кроме того, согласно исследованиям, дети до четырех лет и весом до 18 кг в 70% случаев оказываются более защищенными по сравнению с детьми постарше, а значит, для них перевозка именно в кресле или в люльке более актуальна. По данным Всемирной организации здравоохранения, использование детских удерживающих устройств позволяет снизить смертность среди младенцев на 71%, а среди детей более старшего возраста – на 54%.

Напоследок напомним, что для слишком рискованных родителей предусмотрен штраф в размере 3000 рублей. При этом штраф налагается не только если устройство отсутствует, но и если используется неправильно.

Как и где лучше поставить люльку

По статистике, большинство авто-родителей (46,1%) устанавливает детские автокресла сразу за водителем. Этот выбор объясняется тем, что в экстремальной ситуации, коей является любая авария, водитель инстинктивно старается увести удар от себя, соответственно и место за ним является наиболее безопасным. Меньшая половина (38,1%) решает поставить кресло за передним пассажиром, еще 7,9% выбирают золотую середину заднего дивана в салоне, и, наконец, оставшиеся 7,9% даже ставят автокресло на переднее сиденье. Так как же правильно?

Самое безопасное место для установки детского кресла в автомобиле – среднее место на заднем сиденье. Самое небезопасное – переднее пассажирское сиденье. Туда автокресло ставится в крайнем случае, при обязательно отключенной подушке безопасности. Также обязательно нужно проверить натяжение ремней – они не должны провисать.

брошюра ГИБДД «Автокресло – детям!»

Что касается того, в какую сторону должна «смотреть» люлька, то и на этот счет правоохранители дают рекомендации.

Минимум до года дети должны ездить в автомобиле спиной по ходу движения. Связано это с тем, что у маленького ребенка относительно тяжелая и крупная голова при слабых шейных позвонках. При резком торможении автомобиля ребенок в положении лицом вперед может получить травму шейного отдела позвоночника.

Пресс-релиз ГИБДД Брянска

Как выбрать самую безопасную люльку

Говоря о безопасности использования, нужно обратить внимание на крепление. В этом вопросе мнения наших экспертов разошлись. В одном магазине нам рассказали, что все автолюльки крепятся только ремнями безопасности автомобиля. По словам другого консультанта, все-таки существуют модели, которые крепятся с помощью системы Isofix. Если вы найдете такое, не забудьте проверить, есть ли возможность такого крепления именно в вашем автомобиле.

Isofix представляет собой жесткое крепление к кузову автомобиля. По мнению ГИБДД, такой способ надежнее и «это подтверждают многочисленные независимые краш-тесты». К тому же система Isofix значительно снижает вероятность неправильной установки детского сиденья.

Немаловажно наличие и такой опции, как защита от бокового удара. Она есть не во всех моделях, но и в бюджетных ее можно встретить. Так что лучше искать люльку именно с ней.

При выборе стоит обратить внимание на наличие защиты от боковых ударов. Она представляет собой мягкие бортики внутри люльки, которые фиксируют головку младенца. В случае удара в бок машины младенец будет защищен от травм шеи и головы.

Евгения, консультант магазина «Авто бэйби»

Ну и, наконец, как и все товары для детей, автолюлька должна иметь сертификат качества.

На любом автокресле обязательно должна быть маркировка соответствия Европейскому Стандарту Безопасности – ECE R44/03 или ECE R44/04. Кроме того, автокресла подлежат обязательной сертификации в России.

брошюра ГИБДД «Автокресло – детям!»

На что еще обратить внимание при выборе

Помимо безопасности не менее важен вопрос удобства и комфорта. И если дизайн люльки малышу безразличен, то об удобстве стоит подумать серьезно. Ведь если ребенку будет некомфортно, он не будет стойко терпеть, а просто устроит вам концерт.

Посмотрите на форму ложа – оно должно быть пологим, не сильно глубоким. Также будет лучше, если в люльке будет специальная мягкая подушка-вкладыш для новорожденных, она не должна быть плоской.

Оцените удобство ручки. Многие используют автолюльку и просто как переноску – зачем тревожить ребенка и вытаскивать его из люльки, когда ее можно просто взять с собой? Из этого вытекает и еще один момент – люлька не должна быть очень тяжелой. По словам консультанта «Авто бэйби», покупатели обычно стараются выбирать модели весом до 3 килограммов. Просто представьте, какой вес вы будете носить, когда малыш будет весить килограммов 8-10. Тогда разница в весе устройства и в 1-2 кг станет существенной.

Чикко и Рекаро, на наш взгляд, – наиболее качественные, и цена у них хоть и не самая низкая, но довольно приемлемая – около 10-15 тыс рублей. Получается хорошее соотношение цены и качества.

Евгения, консультант магазина «Авто бэйби»

В основном покупатели не смотрят на производителя, а выбирают по цене – до 3 тысяч рублей. Популярностью пользуются такие фирмы как Leader Kids (Китай), Inglesina (Италия) и Brevi (Италия). Если брать в расчет соотношение цены и качества, то лучше, наверное, Inglesina. А выбор моделей (и по цене, и по качеству) больше в Leader Kids.

консультант магазина «Дочки-сыночки»

Если говорить о стоимости и о том, как можно сэкономить, то можно рассмотреть покупку «с рук». Ведь это не коляска, которую эксплуатируют иногда до четырех лет, люлькой пользуются от силы год. За это время она не успевает износиться, максимум испачкаться. Но это не проблема, если обивка съемная и ее можно стирать.

На вторичном рынке автолюльку можно купить даже за 500 рублей и, как говорится, до бесконечности. В любом случае, рынок частных объявлений дает возможность приобрести модель подороже и покруче, но за цену на порядок ниже. Правда, к выбору б/у товара придется отнестись более внимательно. Сначала найдите понравившуюся модель в обычном магазине, изучите все плюсы и минусы. Потом осмотрите товар уже на месте, придирчиво проверяя комплектацию и целостность всех деталей.

Еще один важный момент: вы должны быть уверены, что кресло не побывало в аварии, так что внимательно осмотрите его на предмет любых повреждений. В противном случае нет никаких гарантий, что оно повторно сможет защитить ребенка от повреждений, потому как оно уже было деформировано.

В правилах дорожного движения указано, что перевозка детей в авто должна проходить по определенным правилам и в соответствии с техникой безопасности. Когда малыш сидит в автомобиле, он не может управлять своим положением. Поэтому за детьми должны следить родители. В этом году в правилах перевозки собираются изменить некоторые пункты, включая увеличение штрафов.

Существует ряд правил для перевозки детей в авто

Любой владелец автомобиля обязан позаботиться о своей безопасности и безопасности своих пассажиров во время поездки. Как правильно перевозить малыша, важный вопрос. Поэтому водитель обязан быть предельно внимательным во время вождения и следовать всем правилам дорожного движения.

Перевозка детей в авто допускается только при выполнении определенных требований. Они гласят:

  1. Перевозить можно только в салоне легкового автомобиля.
  2. Запрещено выполнять транспортировку малыша в кузове или прицепе.
  3. Обязательно соблюдать все меры безопасности.
  4. Запрещено перевозить малыша на заднем сидении мотоцикла.
  5. Транспортировка более 8 детей разрешена только в автобусе.
  6. Детей до 12 лет можно перевозить на переднем сидении только при наличии авто люльки или кресла.
  7. Дети возрастом более 7 лет и ростом не менее 150 сантиметров могут находиться на заднем сидении автомобиля без кресла. То есть, пристегнутыми ремнем безопасности.

Как перевозить грудного ребенка в машине? Для грудничков существуют особые правила транспортировки. Перевозить такого малыша можно только в автолюльке, которая крепится к сидению автомобиля при помощи ремней безопасности. Люлька обязательно должна находиться в перпендикулярном положении относительно движению машины. В самой люльке также есть ремни безопасности, которыми нужно пристегнуть грудничка. Провозить малыша в автолюльке можно только до достижения им возраста 6 месяцев.

Перевозка детей в машине до 12 лет

До 12 лет ребенка нужно перевозить в специальном кресле

Большинство автомобилистов с трудом могут ответить на вопрос о том, как перевозить детей в машине. Они считают, что детей можно перевозить лишь на задних сидениях. Однако в правилах об этом ничего не говорится. Для каждой возрастной категории детей существуют немного различающиеся требования.

В правилах не указан минимальный возраст, по достижении которого можно начинать транспортировку детей на переднем сидении. Однако, если ребенок не достиг 12 лет, его можно перевозить только в специальном кресле.


При установке автокресла на переднее сидение необходимо обязательно отключить подушку безопасности для предотвращения травматизма во время аварии.

Как перевозить в машине новорожденного ребенка

С появлением младенца выполнение многих действий может кардинально измениться. К примеру, будет труднее ездить в автомобиле с маленьким пассажиром.

Как правильно перевозить грудничка?

Родители стараются не перевозить ребенка в автомобиле, но иногда появляются случаи, когда это просто необходимо. Например, когда новорожденного забирают из роддома. Водитель обязательно должен знать и соблюдать все правила перевозки.

Поездка на машине это большой риск для взрослых, но и не менее опасный для малышей. У малышей до года кости и мышцы очень слабые и хрупкие.

Косточки недостаточно крепкие, чтобы защитить малыша. Поэтому к транспортировке нужно относиться со всем вниманием.

От любой стрессовой ситуации в будущем у малыша может измениться здоровье и поведение. Он может испугаться резкого торможения или толчка. А испуг нередко является источником заболеваний или физических недостатков. Малыш будет оставаться уязвимым даже, если его держать в руках, при этом хорошо укутав толстым одеялом. Следование особым правилам перевозки, а также наличие автолюльки помогут обеспечить максимальную безопасность во время поездки.

Автомобильная люлька

Перевезти новорожденного в автомобиле можно в особой люльке. В ней может находиться малыш весом до 10 кг. Такое устройство идеально подойдет для транспортировки малыша из роддома. Люлька удобная. К ней можно пристегнуть еще и дополнительный ремень. Огромным плюсом является почти полная закрытость люльки. Это исключает риск случайного выпадения малыша на посторонние предметы.

Для новорожденных можно использовать автомобильную люльку

Люльку можно ставить только на задние сидения. Сначала ее нужно закрепить ремнями безопасности, а потом только можно будет сажать ребенка. В самой люльке также имеются ремни безопасности, которыми пристегивают малыш. Плюсом является возможность переносить люльку на специальных ручках для переноски. В более дорогих версиях люльки даже есть колеса, позволяющие использовать люльку в качестве коляски.

Долго автомобильная люлька не прослужит. В ней малыш может находиться только в положении лежа. А когда ему будет 6 месяцев, его уже можно будет сажать и придется покупать автокресло.

Короб коляски

В некоторых случаях вместо люльки пользуются сьемной корзинкой от коляски. Однако она не может гарантировать полную безопасность малыша, так как она не предназначена для этого. Переноска очень не надежна, и применять ее можно только в крайнем случае. Крепить ее нужно боком к ходу движения ремнями безопасности. Рядом должен сидеть человек, который будет смотреть за малышом.

Кресло для поездок

Используйте специальное кресло

Еще одним приспособлением для транспортировки малышей является кресло. Оно создано с учетом всех анатомических особенностей детей. Также к нему можно прикрепить удерживающие валики, чтобы лучше удерживать голову ребенка. Категорически запрещается пользоваться в качестве подушки свернутой тканью или полотенцем, так как тогда голова малыша будет постоянно падать.

Крепиться кресло точно также, как другие приспособления, ремнями безопасности. Рекомендуется ставить кресло на заднее сидение за водителем. Грудничков можнотранспортировать и в кресле на переднем сидении. Но в таком случае обязательно нужно выключить подушку безопасности.

Как правильно выбрать автомобильное кресло?

При выборе автокресла необходимо учитывать вес ребенка. Это поможет безопасно перевозить малыша. Производители предлагают модели, в которых есть несколько конструкций. Таким креслом можно пользоваться не один год. Купить устройство дешевле, чем подбирать модель на каждый возраст отдельно.

Детей до 12 лет перевозят только с использованием кресла. Они отличаются типом и размером.

Везете малышей до 1 года? Понадобится автолюлька. В ней можно располагается в горизонтальном положении. Люльку устанавливают на заднем сиденье.

Начиная с полутора лет можно купить кресло-кокон. Его устанавливают против движения. Автокресло предназначено для детей весом до 13 кг.

Автокресло для ребенка

Следующая модель – кресло для детей до четырех лет. С его помощью возят малышей весом от 9 до 18 кг. Его пристегивают к сиденью ремнями безопасности самого автомобиля.

Начиная с 6 лет, когда вес ребенка составит 22 кг, можно купить автокресло, которое также пристегивается ремнями машины.

Как выбрать удобную модель

Важно, сколько времени ребенок будет проводить в кресле. Некоторые дети засыпают во время поездки, другие – любят смотреть по сторонам. Для коротких поездок выбирают модели 0+. Для долгой и безопасной поездки выбирают модели, которые находятся против движения. Это поможет в случае аварийных ситуациях и не травмирует шейные позвонки. Выбирать нужно:

  1. Кресло с глубоким сиденьем, чтобы удобно было перевозить детей в зимнее время в одежде.
  2. Устройство должно быть с подлокотниками и ортопедической спинкой.
  3. Хорошо, если модель оснащена подставкой для ножек и защитным столиком.
  4. Чехлы должны быть съемными, тогда их можно снимать для очистки.
  5. Материал изделий не должен линять, у него не должен быть неприятный запах.

Правила перевозки детей в авто

Важно знать правила перевозки детей

По закону водитель, перевозящийдетей, обязан следить за безопасностью. По правилам дорожного движения устанавливать кресло нужно в салоне машины, перевозить детей на мотоцикле запрещено. Перед поездкой необходимо проверить, насколько крепкие и исправные крепления автокресла. Лучше проверять это при покупке, когда малыш находится рядом.

Нельзя держать грудныхдетей на руках. Это создает опасную ситуацию, а водителя могут оштрафовать. Это касается как отсутствия кресла, так и неправильного его расположения в салоне автомобиля.

По правилам 2017 года для детей, рост которых выше 150 см, кресло не требуется. Использовать бустеры и адаптеры запрещено. Нарушение правил перевозки детей приводит к наложению штрафа. Его могут выписать и за оставление ребенка дошкольного возраста одного в припаркованной машине.

Можно сделать вывод, что при выезде на дорогу дети становятся участниками дорожного движения. Поэтому следует придерживаться правил, чтобы избежать аварийной ситуации. Автомобильное кресло поможет сохранить жизнь малышу. Количество автомобилистов увеличивается каждый день. Правильная перевозка с выполнением требований безопасности поможет в будущем стать ребенку хорошим участником дорожного движения. Поэтому покупать его нужно своевременно.

Новые правила перевозки детей в автомобиле

Все дети, не достигшие возраста 12 лет, должны быть пристегнуты специальными детскими удерживающими средствами (LEE). Нарушители этого требования наказываются штрафом. Размеры взыскания для родителей, водителей такси и должностных лиц отличаются, а также существуют некоторые особенности погашения штрафа.

Штраф за отсутствие детского кресла

В нормативном акте ПДД, пункте 22.9, закреплены правила, которые необходимо соблюдать в момент нахождения ребенка в салоне авто, на переднем или заднем пассажирском месте.

Обязательно соблюдение следующих норм:

    до семи лет – проезд на заднем и переднем сиденьях и с полной фиксацией с помощью люльки или автокресла;

    нахождение в кресле и фиксация ремнями – обязательно, даже при непродолжительных поездках;

    для детей от 7 лет до 12 лет, и крупных малышей, не помещающихся в кресло можно возить без кресле только на задних сиденьях авто;

    люлька или кресло подбираются по возрасту и весу.

За нарушение этих правил начисляется административный штраф за ребенка без кресла – 3000 рублей по всем регионам, в соответствии со ст.12.23 КоАП.

За оставление в машине ребенка до 7 лет сумма взыскания составляет 2500 рублей – для жителей Москвы и Санкт – Петербурга, и 500 рублей – для остальных регионов (п.1.ст.12.19 КоАП).

Штраф для обычных людей, должностных и юр.лиц

Штраф за отсутствие детского кресла отличается в зависимости от того, кто совершил правонарушение:

Возможна оплата штрафа с 50% скидкой в течение 20 дней с момента передачи гражданину постановления.

Детей какого возраста необходимо перевозить в специальных креслах

Перевозка детей до 12 лет должна осуществляться в соответствие с нормами ПДД (п.22.9)

Основные Положения данного нормативно – правового акта:

    Фиксирующие ремни и кресло безопасности – обязательное условие для перевозки. Другие устройства, в том числе самодельные, не могут использоваться в 2018 году, это отмечено в ПДД.

    На заднем сиденье, без использования кресла, но с фиксирующими ремнями, можно сажать ребенка от 7 лет.

    Посадка детей на мотоцикл категорически запрещена.

Водителя транспортного средства также штрафуют, если:

    несовершеннолетний находится в кресле, но не пристегнут;

    двое детей были посажены в одно стандартное кресло;

    ребенок пристегнут, но находится на руках у взрослого;

    ребенок крупный и купленное кресло не подходит по размеру;

    автомобиль не укомплектован стандартными фиксирующими ремнями.

За перевозку детей без кресла назначается штраф после составления протокола о правонарушении.

Если в машине едет несколько детей, и все они без автокресла, то назначается стандартный штраф – 3 000 рублей, поскольку зафиксировано только одно правонарушение. Избежать штрафа при перевозке детей от 7 лет можно, используя специальную сидушку с ремнем – бустер.

Инспектор не вправе назначить взыскание, если машина не двигалась, например, стояла на парковке.

Штраф для такси, если ребенок без кресла

Водители такси могут быть привлечены не только к административной, но и к уголовной ответственности по статье 238 УК «…оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». Однако эта мера принимается редко. Чаще всего, как водителю, так и владельцу таксомоторной компании – юридическому лицу, назначается штраф.

По административному законодательству, водитель, нарушивший правила перевозки, обязуется выплатить штраф 25 000 рублей, поскольку он является ответственным должностным лицом. Директор компании выплачивает 100 000 рублей.

Если езда без детского кресла стала причиной нанесения ребенку травм в случае, когда машина попала в аварию, начинают уголовное разбирательство. Размер штрафа по статье 238 УК РФ может составить от 100 000 до 500 000 рублей.
Служба такси должна иметь собственные автокресла для детей разных возрастов. Однако важно учесть, что если родители вызвали такси, не предупредив о том, что в машине будет ребенок, водитель имеет право отказаться от предоставления услуг.

Почему необходимо использовать детское кресло

Задача каждого родителя – обеспечить безопасный проезд ребенка в автомобиле. Требование о наличии автокресел было введено не просто так: в действительности, при аварии, ребенок, закрепленный в кресле, имеет больше шансов остаться в живых.

Зачем нужно использовать кресло:

    Безопасный перевоз ребенка. Проведенные краш-тесты показали, что дети, которые не закреплены в кресле, ударяются о переднее сидение и откидываются назад, в результате чего могут быть получены травмы, не совместимые с жизнью.

    Безопасность для водителя. Поскольку младенцы и подростки зачастую неусидчивы, они могут внезапно помешать тому, кто за рулем, например, кинув в него игрушку. У ребенка, зафиксированного в кресле, подвижность ограничена.

    Безопасность во время игр в машине. Пристегнутый ребенок может заниматься чем угодно – он не соскользнет и не ударится.

Многие женщины с появлением автокресел получили возможность управлять автомобилем, разместив ребенка на переднем или заднем сиденье в удерживающем устройстве. Даже в случае ДТП ребенок останется зафиксированным в люльке или сидении, и, скорее всего, не получит опасных травм.

Какие есть недостатки в законе об автокреслах?

Чаще всего трудности с законом о детских креслах возникают у многодетных семей. В одну машину с удобством можно разместить два, редко – три кресла, однако без них на заднем сиденье могли бы уместиться все четверо или даже пятеро детей.

Другой недостаток – начисление штрафов водителям такси. Иногда родители намеренно не предупреждают о том, что в салоне будет и ребенок, чтобы не повышать стоимости поездки. При остановке машины инспектором вина ложится на таксиста. В крайнем случае, штраф для родителей составит 3 000 рублей, а для водителя – 25 000.

Типы кресел

Виды автомобильных кресел для детей на российском рынке:

Возраст ребенка

Тип удерживающего устройства

(класс) автокресла

с рождения до 1 года

Переноска или «люлька». В машину устанавливают в одном из двух положений: горизонтальное, при котором ребенок может спать в машине, вертикальное – малыш удерживается с помощью специального ремня.

до 1,5 лет. Допускается использование для детей с первого дня жизни.

Кресло. Ребенок в нем находится в состоянии «полулежа».

Устройство можно расположить либо спиной, либо лицом к ходу движения.

от 1 года до 4 лет

Кресло. Устанавливать можно только по ходу движения автомобиля.

Ребенок закрепляется с помощью прочных, пятиточечных ремней.

с 3 до 7 лет

Кресло. Стандартный ремень безопасности. У кресла регулируемая спинка, которую можно подстроить под рост ребенка.

с 7 до 12 лет

Сидение без спинки. Ребенок удерживается дополнительным ремнем безопасности.

Каждый тип сиденья используют только для детей определенного возраста. Некоторые автокресла, например, категории 0 и 0+, регулируются в зависимости от роста и веса ребенка, но с 1,5 лет необходимо приобретать кресло большего размера.

Нахождение ребенка в неподходящем для него кресле приравнивается к отсутствию устройства.

На что обращать внимание при выборе автокресла

При покупке детского кресла в машину следует учесть несколько нюансов:

    Тип крепления ремня. Бывают крепления двух видов: стандартные и улучшенные – ISOFIX. Оба варианта являются подходящими для прохождения проверки на посту ГИБДД, однако система ISOFIX более надежна в случае ДТП.

    Ремни безопасности на кресле. Маленьких детей нужно закреплять в люльке. Для этого предназначены специальные встроенные ремни – трех- или пятиточечные. Также возможна фиксация с помощью столика безопасности. Лучшим вариантом являются пятиточечные ремни.

    Каркас кресла. Наиболее прочным и надежным является алюминиевый каркас, в отличие от пластикового.

    Следует выбирать те модели, которые оснащены прочным, большим подголовником и боковинами.

    Предпочтение следует отдать чехлам из хлопковой ткани, поскольку они лучше подходят для кожи ребенка и не раздражают ее.

Также при выборе кресла следует обратить внимание на маркировку. На товаре должна содержаться отметка о соответствии изделия европейскому стандарту – ECE R44/04.

Хорошее кресло для автомобиля обеспечит не только защиту, но и комфорт малыша.

Безопасность пассажиров во время движения – одна из главных забот водителя. И для того, чтобы обеспечить её надлежащим образом, используются самые разные средства безопасности – ремни, подушки и т. д. Однако у них есть главный недостаток: в абсолютном большинстве своём они рассчитаны только на взрослых пассажиров.

Для того, чтобы обеспечить безопасность ребёнка используется детское кресло. С 2007 года его использование обязательно для всех, кто перевозит детей, а за отсутствие нарушителя ждёт наказание. Что же конкретно грозит виновному?

○ Закон о перевозке детей, пара слов о креслах.

Печальная статистика гласит: если ребёнок в машине не зафиксирован, то при ДТП скорее всего он получит травмы. В самом лучшем случае его ждут ушибы – а про наиболее страшный вариант развития событий не стоит и говорить. Однако беда в том, что штатные привязные ремни крепятся так, что надёжно фиксируют только взрослых и подростков – а дети ростом меньше 150 см могут буквально провалиться между ремнями.

Не спасают и подушки безопасности – они тоже рассчитаны на пассажиров выше этого роста, ребёнок же скорее всего по инерции ударится головой ниже надувшейся подушки. Кроме того, стремительно надувающиеся «айрбэги» с силой бьют даже по лицу взрослых – а для детей они и вовсе опасны.

Именно для того, чтобы обеспечить безопасность детей в автомобилях, с 2007 года их перевозка разрешается лишь при использовании специальных удерживающих устройств, либо с помощью «детских адаптеров» – дополнительных приспособлений, позволяющих удерживать ребёнка с помощью штатных ремней безопасности. Первоначально отсутствие таких устройств приравнивалось к непристёгнутому ремню безопасности у пассажира, однако с 2013 года в КоАП РФ были внесены изменения, согласно которым несоблюдение требований, предусмотренных ПДД для перевозки детей, является отдельным видом административного правонарушения.

Сами же ПДД в п. 22.9 гласят следующее:

  • «Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля - только с использованием детских удерживающих устройств.»

Само же по себе детское кресло или другие удерживающие устройства должны соответствовать ГОСТ Р 41.44-2005 и предусматривать надёжное удержание ребёнка ростом до 150 см и весом до 36 кг. При этом само по себе кресло как таковое обязательно лишь на переднем сиденье – на заднем, как видно из правил, допускаются и дополнительные устройства к штатным ремням безопасности. Главное при этом – трёхточечное крепление (для сидений, расположенных против движения, допускается двухточечное) ремнями, которые не могут соскользнуть при аварии в район шеи.

○ Чем грозит отсутствие детского кресла в машине?

В том случае, если ребёнок не будет находиться в специальном кресле, ему при столкновении практически невозможно избежать травм. Некоторые родители сажают детей на колени, надеясь, что при ударе просто удержат их руками. Но надеяться тут бессмысленно: как показала статистика и результаты тестов, при ударе, проходящем по продольной оси автомобиля, перегрузки могут достигать примерно 10 g. В результате даже маленький ребёнок, весящий всего 12 кг, будет вырван из рук матери или отца с силой примерно в 100-120 кг/с. Такое усилие выдержит не каждый человек, особенно при внезапном ударе.

Кроме того, свои коррективы вносит и детская анатомия. У детей, особенно маленьких, отношение размеров головы к размерам остального тела куда больше, чем у взрослых – при этом шея достаточно слаба. Поэтому неправильно оборудованное крепление ребёнка чревато тем, что при ударе голова по инерции мотнётся вперёд – и в лучшем случае дело кончится смещением шейных позвонков, которые придётся долго и сложно лечить.

Именно поэтому в последнее время всё чаще специалисты рекомендуют использовать детские кресла того типа, которые не устанавливаются на сиденье, а крепятся к его спинке так, что ребёнок при движении оказывается сидящим лицом назад. Одной из первых стран, начавших внедрение такой модели кресел, стала Швеция. В результате оказалось, что за последние три десятка лет ни один ребёнок в таком кресле не погиб при ДТП.

Что же касается случаев, когда ребёнок оказывался во время аварии в машине без автокресла, то статистика здесь крайне печальная:

  • С вероятностью в 80% при столкновении он получит травмы.
  • С вероятностью в 40-45% он погибнет.

Именно поэтому иметь для перевозки детей автокресло – это не сколько требование закона, сколько моральная обязанность водителя.

Решение Верховного суда касается случая, который произошёл с водителем из Екатеринбурга в 2016 году. Он был остановлен инспектором ДПС и оштрафован на 3 тыс. руб. (ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ) за перевозку ребёнка младше 12 лет с использованием адаптера ремня. После происшедшего водитель обратился сначала в Верх-Исетский районный суд, а потом — в Свердловский областной суд. На всех уровнях действия ГИБДД были признаны законными. И только Верховный суд встал на защиту автовладельца, отменив решение ГИБДД и всех нижестоящих судов.

Верховный суд прекратил административное дело и постановил, что перевозить детей можно с помощью аналогичных средств, которые позволяют пристегнуть ребёнка ремнями безопасности. Суд также указал, что по нормам ГОСТ под определение цельного детского удерживающего устройства подпадает использование ремня безопасности с любой плотной подушкой. Такая перевозка детей не является административным правонарушением.

«(Согласно ПДД) перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребёнка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребёнка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием детских удерживающих устройств. Из буквального толкования данной нормы следует, что перевозка детей до 12-летнего возраста на заднем сиденье транспортного средства возможна с использованием как детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребёнка, так и иных средств, позволяющих пристегнуть ребёнка с помощью ремней безопасности», — говорится в постановлении суда.

То есть перевозить детей младше 12 лет без автокресла можно?

Да, на заднем сиденье. Детей младше 12 лет, согласно действующим нормам ПДД, можно перевозить на заднем сиденье с использованием «детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребёнка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребёнка с помощью ремней». На переднем же сиденье ребенка можно перевозить только с помощью «детских удерживающих устройств».

Помимо автокресел и бустеров, к удерживающим устройствам можно отнести и адаптеры ремня безопасности (или так называемой направляющей лямки). От традиционного автокресла адаптер отличается тем, что ребёнок остается на сиденье, при этом на штатный ремень прикрепляется специальная расширенная плотная лямка, которая фиксирует ребёнка на месте, не позволяя при ударе ему повредить внутренние органы.

При этом представители Верховного суда уже пояснили СМИ, что «постановление касается конкретного дела, конкретного лица», что это не законодательный акт, и такое решение можно только принимать во внимание.

Какие изменения закона могут рассмотреть в ближайшее время?

Вместе с тем ещё в прошлом году по итогам Госсовета по безопасности дорожного движения президент Владимир Путин поручил внести изменения в законодательство, согласно которым перевозка детей будет осуществляться исключительно с помощью автокресел или бустеров. Необходимые изменения в ПДД, как сообщает «Коммерсант», Госавтоинспекция подготовила ещё в конце года (в президентском поручении закреплён срок 15 декабря 2016 года), направив проект в правительство РФ, но новые правила до сих не подписаны и не опубликованы. Этим поправками вводится некоторое смягчение правил: для перевозки на заднем сиденье детей младше семи лет автокресло или бустер должны использоваться, при перевозке детей старше семи лет — на усмотрение родителя.