Когда встречают новый год римляне шарарам. Новый год в древнем Риме. Новый год до Октябрьской революции




Долгое время Новый год наступал для римлян 1 марта. В 46 г. днэ. император Юлий Цезарь ввел новый календарь - тот, который используется по сей день, и Новый год переместился на 1 января. А чтобы календарь совпадал с движением солнца, Цезарь «продлил» предыдущий год с 365 до 445 дней.

Январь - символичный месяц для начала нового года, ведь он получил свое имя в честь двуликого римского бога Януса. Бог смотрит назад - на прошлый год и вперед - на будущий.

Римские празднества в честь наступления Нового года назывались Сатурналии. Люди украшали свои дома, дарили друг другу подарки. Рабы пили вместе с хозяевами, и в течение нескольких дней народ творил все, что ему вздумается.
Праздник приходился на последнюю половину декабря — время, когда приходили к концу земледельческие работы и все стремились к отдыху и веселью в связи с окончанием жатвы.

Во время сатурналий общественные дела приостанавливались, школьники освобождались от занятий, преступников возбранялось наказывать. Рабы получали в эти дни особые льготы: они освобождались от обычного труда, имели право носить pilleus (символ освобождения), получали разрешение есть за общим столом в одежде господ и даже принимали от них услуги.

Общественное празднество начиналось жертвоприношением перед храмом Сатурна на форуме; затем устраивалось религиозное пиршество, в котором принимали участие сенаторы и всадники, одетые в особые костюмы. В семьях день начинался с жертвоприношения (закалывали свинью) и проходил в веселье, причём друзья и родственники обменивались подарками. Улицы были запружены народными толпами; всюду раздавались восклицания Jo Saturnalia (это называлось clamare Saturnalia).

Существовали даже своего Рода законы проведения Сатурналий, согласно которым не дозволялось произносить никаких речей, кроме веселых и насмешливых, полагалось заранее приготовить деньги, одежду, серебро, чтобы разослать их друзьям. Причем богач не должен, был одаривать богача, а людям ученым все нужно было посылать в двойном размере, "ибо они достойны получать двойную долю.
Бедняк же, если он человек ученый, пусть пошлет в ответ богачу или книгу одного из древних писателей, или собственное сочинение, какое сможет. Богач же обязан этот подарок принять со светлым лицом, а принявши, немедленно прочесть", — так писал великий сатирик античности Лукиан.

С зимними веселыми Сатурналиями схожи знакомые нам святочные, рождественские праздники.
После ужина 16 декабря один из жрецов-понтификов (потом этот титул перешел к римским папам), расположившись под портика-ми храма Сатурна, торжественно провозглашал: «Сатурналии!» И весь Рим буквально сотрясался от криков многотысячной толпы, которая, весело раз-бегаясь по улицам города, во все горло возвещала о наступающем событии.

Среди толпы непременно присутствовали и ряженые, переодетые в шкуры животных - прежде всего волчьи. Тут же и группы рабов, осво-божденных по случаю праздника (на них особые головные уборы). Все они радостно выкрикивают: «Я сатурналий! Я сатурналий!» В праздничные дни никаких войн, никакой работы, никакой школы. Как проклятые, работают только булочники и конди-теры. А из домов уже доносятся песни, повсюду танцы...

В эти дни все разрешено и пьянство, и оргии, и азартные игры. Известный римский поэт Гораций окрестил все это «декабрьской свободой». Шутовски наряжали и возили по городу даже некоторых заключенных. С ними вообще не церемонились. И все это ради всеобщего веселья! Снимались многие запреты, и начиналось всена-родное театральное шоу. Рабы облачались в одежды хозяев, а хозяева, в лохмотьях, принимались с удо-вольствием прислуживать за столом

Древний Египет

В Древнем Египте Новый год отмечали во время разлива Нила, когда восходила священная звезда Сириус (точную дату указать сложно – разброс где-то с июля по сентябрь), и начинался первый сезон древнеегипетского года – «ахет». Разлив Нила назывался приходом Хапи — бога Верхнего и Нижнего Нила, дарующего изобилие. Это было священное время для Египта, ведь засуха поставила бы под угрозу само существование этого земледельческого государства. Поэтому с восходом Сириуса начинался новый период жизни древних египтян, которые к тому времени оканчивали посев.

Подготовка к встрече Нового года начиналась задолго до разлива. В хозяйствах храмов откармливали жертвенных быков и птиц, запасали масла и смолы. Даже бедняки старались сшить новое платье и передники к всенародным праздникам. Люди закупали ткани, сандалии и благовония для умащения. Жрецы рассчитывали день прибытия воды, и в канун назначенной даты народ толпился на набережной, с нетерпением ожидая разлива.

Народ бурно приветствовал прибывающие валы, которые шли с юга, бороздили реку, расплывались, уходили на север, а за ними шли новые и новые массы воды. Впереди людской толпы стояли жрецы храмов. На порогах бедных хижин и на мраморных ступенях дворцов — везде люди радостно встречали животворные воды.

В день разлива Нила приносили жертвы Хапи, в реку бросали свитки папируса с написанными на них перечислениями даров. Статуи бога Амона (с которым иногда отождествляли Хапи), его жены и сына ставили в лодку. Лодка плавала по Нилу месяц, что сопровождалось пением, танцами и весельем. Затем статуи вносили обратно в храм.

Еще при праздновании Нового года у египтян существовал обычай наполнять специальные сосуды «святой водой» из разливающегося Нила, вода которого в это время считалась чудодейственной. Кроме того, освобожденные от работы, египтяне навещали в это время друзей и родственников, и вместе с ними поминали предков и славили богов.

Часто древнеегипетский Новый год связывают еще с одним культом — богини любви и музыки Хатхор, дочери солнечного бога Ра. За два ночи до Нового года верховный жрец с помощниками проводил ритуальное очищение статуи богини в храме Хатхор в Дендере. А в ночь накануне Нового года — «ночь Ра», когда происходила битва бога солнца с богами тьмы — проводилось торжественное шествие, в котором наравне со жрецами участвовали фараон и его жена. Статую Хатхор несли на священной ладье и устанавливали в беседке с 12 колоннами, символизировавшими месяцы года, на крыше храма. С появлением первого луча солнца в новом году занавески открывались, и на богиню изливался солнечный свет – мистическое благословение богом Ра дочери Хатхор, храма и всего мира.

Вавилон

4000 лет назад в Древнем Вавилоне отмечали Новый год. Здесь он наступал с первым новолунием (как только появится первый тоненький месяц) после весеннего равноденствия, которое считалось первым днем весны. Действительно, приход весны – очень логичное время начинать новый год. Это же пора возрождения, высадки семян и цветения.

Во время праздника правителя раздевали и отсылали из города, и в течение 11 дней каждый делал все, что ему вздумается. Причем каждый день отмечался как-то по-своему. Потом царь возвращался во главе большой процессии, облаченный в прекрасные одежды. Все возвращались к работе и вели себя чинно. Таким образом, люди каждый год начинали новую жизнь. Как видим, новогодняя традиция принимать решение что-то изменить в своей жизни в наступающем году уходит корнями в Древний Вавилон. Кстати, в ту пору самым популярным решением было вернуть одолженное сельскохозяйственное оборудование…

Древний Рим

Долгое время Новый год наступал для римлян 1 марта. В 46 г. днэ. император Юлий Цезарь ввел новый календарь – тот, который используется по сей день, и Новый год переместился на 1 января. А чтобы календарь совпадал с движением солнца, Цезарь «продлил» предыдущий год с 365 до 445 дней.

Январь – символичный месяц для начала нового года, ведь он получил свое имя в честь двуликого римского бога Януса. Бог смотрит назад – на прошлый год и вперед – на будущий.

Римские празднества в честь наступления Нового года назывались Календы. Люди украшали свои дома, дарили друг другу подарки. Рабы пили вместе с хозяевами, и в течение нескольких дней народ творил все, что ему вздумается.

Древние славяне

У славян языческий Новый год связывался с божеством Колядой и праздновался в День зимнего солнцестояния. Главной символикой был огонь костра, изображающий и призывающий свет солнца, которое после самой долгой ночи в году должно было подниматься все выше и выше. Ритуальный новогодний пирог — каравай – по форме тоже напоминал солнце. Кроме того, он связывался с плодородием, что отражено в его названии, которое этимологически связано со словом «корова». В древности каравай приготовляли жрецы с помощью различных ритуалов и специальных архаических орудий, как, например, обрядовые жернова для приготовления муки.

Убираясь в канун праздника, девушки тщательно выметали мусор из-под стола – ведь если им попадалось хлебное зерно, то оно сулило замужество в будущем году.

Многие новогодние обряды исполнялись детьми, которые изображали молодой год. Дети ходили по дворам и пели так называемые «колядки» — магические заклинания для благополучия в домах, за это им щедро раздавали подарки. «Колядование» часто сопровождалось «ряженьем» в козу, корову и других животных, воплощавших плодородие.

Издревле на Руси верили, что события новогодней ночи будут проецироваться на предстоящие 12 месяцев. Так что не рекомендовалось, например, выполнять тяжелую и грязную работу, иначе весь год пройдет в тяжком труде без отдыха. А чтобы весь год радоваться обновкам, в Новый год надевали все самое красивое, новое и даже старались несколько раз переодеться. Хороший обычай для модниц и кокеток!

Древние персы

Древнеперсидский праздник Навруз отмечался на весеннее равноденствие с 21 на 22 марта и означал начало весны и посевного периода. Слово «навруз» переводится с персидского как «новый день». Это первый день месяца «фарвадин» по иранскому календарю.
За несколько недель до этой даты семена пшеницы или ячменя клали в блюдо, чтобы они проросли. К Новому году семена давали ростки, что символизировало приход весны и начало нового года жизни.

Новый год в древние времена

Древние кельты встречали Новый год также, когда заканчивались работы в поле. Но только не после посева, а после сбора урожая, осенью. Самайн или «Самхейн» (Samhain) праздновали в ночь с 31 октября на 1 ноября. Это был один из четырех главнейших кельтских праздников. В современном мире его заменил знаменитый Хеллоуин – канун Дня всех Святых.
Самайн считался временем, когда исчезала граница между обычным миром Смертных и Потусторонним миром, поэтому духи в этот момент могут прийти в наш мир, а люди попасть в иной мир. «В канун Самайна на каждой ступеньке сидит по привидению», – как говорится в старинной пословице. Например, был даже специальный гоблин Самханах, появляющийся только в ночь Самайна. Это представляло большую опасность, поэтому в эту ночь никому нельзя быть одному. И кельты предпочитали собираться все вместе, пировать (накануне забивался скот для праздника), петь, танцевать и веселиться, пытаясь отогнать призраков. Проводились массовые гуляния в Таре – священной столице древних кельтов – народ состязался в различных играх и скачках.
Древние скандинавы также праздновали Новый год в день зимнего солнцестояния, 22 декабря. Назывался этот праздник Йоль (от скандинавского слова «колесо», «крутиться», возможно, это означало как бы поворот года на весну, а может тут присутствует солярная символика колеса). Это был очень магический праздник. Самая длинная ночь должна была закончиться победой Солнца и Новым годом, для этого применялись различные магические ритуалы. Так же как и кельты на Самайне, скандинавы считали, что в ночь Йоля – самую длинную в году – граница между миром явным и иным стирается, и духи проникают к людям. Поэтому нужно находиться всем кланом вместе, пировать и веселиться.
Длился праздник Йоля целых 13 ночей – возможно, традиция рождественских каникул идет оттуда. Следующий день назывался «днем судьбы», так как являлись самые правдивые знамения именно на «двенадцатую ночь». Кроме того, все действия и поступки, совершенные до захода солнца определяли все события последующего года, вот отсюда и пословица «как Новый год встретишь, так его и проведешь».




В Древнем Египте Новый год отмечали во время разлива Нила, когда восходила священная звезда Сириус (точную дату указать сложно – разброс где-то с июля по сентябрь), и начинался первый сезон древнеегипетского года – «ахет». Разлив Нила назывался приходом Хапи — бога Верхнего и Нижнего Нила, дарующего изобилие. Это было священное время для Египта, ведь засуха поставила бы под угрозу само существование этого земледельческого государства. Поэтому с восходом Сириуса начинался новый период жизни древних египтян, которые к тому времени оканчивали посев.
4000 лет назад в Древнем Вавилоне отмечали Новый год. Здесь он наступал с первым новолунием (как только появится первый тоненький месяц) после весеннего равноденствия, которое считалось первым днем весны. Действительно, приход весны – очень логичное время начинать новый год. Это же пора возрождения, высадки семян и цветения.
Во время праздника правителя раздевали и отсылали из города, и в течение 11 дней каждый делал все, что ему вздумается. Причем каждый день отмечался как-то по-своему. Потом царь возвращался во главе большой процессии, облаченный в прекрасные одежды. Все возвращались к работе и вели себя чинно. Таким образом, люди каждый год начинали новую жизнь. Как видим, новогодняя традиция принимать решение что-то изменить в своей жизни в наступающем году уходит корнями в Древний Вавилон. Кстати, в ту пору самым популярным решением было вернуть одолженное сельскохозяйственное оборудование…




Долгое время Новый год наступал для римлян 1 марта. В 46 г. днэ. император Юлий Цезарь ввел новый календарь – тот, который используется по сей день, и Новый год переместился на 1 января. А чтобы календарь совпадал с движением солнца, Цезарь «продлил» предыдущий год с 365 до 445 дней.
Январь – символичный месяц для начала нового года, ведь он получил свое имя в честь двуликого римского бога Януса. Бог смотрит назад – на прошлый год и вперед – на будущий.
Римские празднества в честь наступления Нового года назывались Календы. Люди украшали свои дома, дарили друг другу подарки. Рабы пили вместе с хозяевами, и в течение нескольких дней народ творил все, что ему вздумается.

В предыдущей публикации я подробно рассказал вам о том, как он стал прототипом Сына Божьего, и как так вышло, что дата его рождения (Рождества) была "передвинута" на конец декабря.

Сегодня вы узнаете, почему мы празднуем Рождество именно так - едим-пьем, не просыхая несколько дней подряд, наряжаемся как чудики в костюмы, колпаки и маски, дарим друг другу чаще всего бесполезные подарки. Вы узнаете, что общего между Рождеством и поклонением древних римлян Сатурну; что объединяет Деда Мороза, Николая Чудотворца и Смерть с косой; почему на рождественской / новогодней ёлке - пятиконечная звезда; что символизируют новогодние свечи; и кое о чем другом, о чем вы не прочтете в школьных учебниках и дежурных журнальных статейках, посвященных новогодним праздникам.

Короче говоря, как обычно в моем блоге, вы узнаете
об истинной природе вещей - на этот раз в связи с традицией отмечать т.н. Рождество.

Итак, как вы уже знаете, есть очень веские основания считать, что на самом деле Иисус Христос родился не в разгар зимы, а Именно эти месяцы, как возможное время рождения Христа, логично следуют из анализа Евангелия от Луки и других христианских хроник.

Сам фундаментальный первоисточник - Библия, - сведений о дне рождения Сына Божьего не сохранил. Тем не менее, эта дата вдруг становится известна с абсолютной точностью - 25 декабря (по Григорианскому стилю). Откуда же она взялась и как такое вообще может быть?

А вот как.

В IV веке нашей эры, когда стараниями императора Константина I христианство стало официальной религией Рима, для того чтобы переход от язычества к христианству для римских граждан прошёл менее болезненно, было решено сохранить наиболее популярные языческие праздники, плавно трансформировав их в христианские. Так произошло и с Рождеством.

Аналогично многие языческие традиции перекочевали и в Православную церковь. В частности, многочисленные обряды, связанные с возжиганием свечей в христианских храмах, берут свои корни из языческого огнепоклонства, христианская Масленица - видоизмененный языческий праздник, посвященный Дажьбогу - солнечному божеству, которое по языческим верованиям, "замыкает зиму и отмыкает весну" (блин и символизирует Солнце), поминальные тризны на могилах предков на христианские праздники Пасху и Родительскую субботу - чисто языческая традиция, которую христианская церковь победить так и не смогла.

В последние числа декабря - в дни зимнего солнцестояния, - древние римляне обычно отмечали праздник Сатурналий - в эти дни солнце находится в зодиакальном знаке Козерога, управителем которого в астрологии является Сатурн.

Именно с причиной нахождения солнца в Козероге связан обычай рядиться на Рождество в сатиров и чертей, и именно с Сатурном связана фигура "смерти с косой" - символ жатвы, хронологии (подведение итогов года и пожеланий на будущее), и зимнего голодного / холодного времени, смертельного в случае дефицита урожая. Так что Дед Мороз и Смерть с косой по своей мифологической сути - один и тот же образ, две стороны одной медали: может щедро одарить в случае хорошего урожая и стать причиной неотвратимой погибели многих людей в неурожайные годы.

В наше время, когда неурожайные годы перестали быть бичом человечества и причиной повального мора населения, страшная ипостась "Деда Мороза" - Смерть с косой, - подзабылась, и он стал восприниматься народом исключительно как добрый и щедрый старичок из Лапландии, хотя был дедуля таким добрячком далеко не всегда и было время, когда он приходил к людям не с мешком, полным подарков, а с пустым мешком и острой косой, собирая свою страшную жатву...

Сам праздник приходился на вторую половину декабря - время, когда приходили к концу земледельческие работы, и люди получали право заслуженного отдыха. С этого момента начиналось столь желанное удлинение светового дня.

Празднества продолжались несколько дней подряд, поэтому и назывались во множественном числе. Во время Сатурналий общественные дела приостанавливались, школьники освобождались от занятий, преступников возбранялось наказывать, рабы освобождались от обычного труда. Устраивалось религиозное пиршество, в котором принимали участие сенаторы и всадники (чиновники, назначенные на высокие общественно значимые должности), одетые в особые костюмы, улицы были запружены нарядными народными толпами. В семьях день начинался с жертвоприношения Сатурну (обычно закалывали свинью, которую дружно поедали в последующие дни), и проходил в веселье и питие, друзья и родственники обменивались подарками. ...Так что современная традиция устраивать многодневное новогоднее (рождественское) пиршество и дарить друг другу подарки берет свое начало именно оттуда - от римских Сатурналий.

Среди праздничных атрибутов древних римлян фигурировали, в числе прочего, восковые свечи, возжигание которых символизировало увеличение продолжительности светового дня, а также вылепленные из терракоты (цветной глины) или теста фигурки как часть обряда жертвоприношения Сатурну. В христианской интерпретации эта традиция была объединена в виде различных по виду свечей, часто исполняемых в виде зверушек, звезд, домиков, елочек и т.п., сжигаемых на праздничных столах, и их современных технологических вариациях - бенгальских огнях, елочных гирляндах, хлопушках, фейерверках.

Итак, с одной стороны традиционные римские Сатурналии - один из самых популярных языческих праздников, который отмечался на протяжении многих веков, - и отменить который никак было нельзя без провоцирования массовых народных волнений, с другой было необходимо ввести в религиозный обиход Рождество Христово и не просто, а так, чтобы он стал одним из самых главных христианских праздников; что и было сделано смещением даты рождения Христа на ближайшие традиционные народные праздники, которыми оказались Сатурналии.

Как и рассчитывалась, народ постепенно забыл истинные мотивы тех или иных обычаев, хотя под новой формой сохранил прежнее их традиционное содержание.

Вот так в IV веке в связи с переходом от язычества к христианству праздник языческих римских Сатурналий переродился в известное нам Рождество (день рождения Иисуса Христа), но остался неизменным по своей сути. Под маской Рождества - все то же поклонение Сатурну со всеми необходимыми для этого атрибутами: жертвоприношениями, возжиганиями свечей, ряжением, обменом подарками. Роль Сатурна теперь исполняет Дед Мороз (у финнов Дед Мороз до сих пор называется "Йоулупукки", что переводится как "козел солнцестояния" - непрозрачный намек на Козерога; Йоль / Йоул - средневековый языческий праздник зимнего солнцестояния у древних германских народов).

Но праздник был дополнен и более современными обычаями, связанными с христианской мифологией. Традиционная елочная звезда - это вовсе не один из символов бывшего СССР, как некоторые считают, а Вифлеемская звезда, вспышка которой, по преданию, сопровождала рождение Иисуса. Волхвы, пришедшие с дарами к Богородице - одни из прообразов современного Деда Мороза у христиан, Санта Клауса у католиков, Рождественского Отца / Father Christmas у норманнов. К слову, кто не знает, православный христианский святой Николай Чудотворец, который жил в IV веке, также стал прототипом Деда Мороза, наделяющего людей чудесными подарками по их просьбе.

Вот почему в современной церковной мифологии христианский Сын Божий "родился" именно в конце декабря - с позиции "продвижения" христианского мировоззрения и замещения им языческих традиций, оказалось необходимым "передвинуть" дату рождения Иисуса Христа на более "удобное" время. Хотя его прототип Иешуа Назаретянин, как мы убедились вероятнее всего, фактически появился на свет в сентябре или октябре.

С позиции здравомыслия и уважения к истории народов и личности самого Иисуса Христа такая вольность выглядит кощунством над религиозной верой миллионов людей и тем, кого принято считать Сыном Божьим, но Церковь никогда не чуралась подобных мистификаций - для нее цель всегда оправдывала любые средства для ее достижения, оставляя моральные аспекты далеко за кадром, и церковная история имеет тому огромное число примеров.

Что же касается самой даты 25 декабря, то её первое упоминание встречается в работах Секста Юлия Африкана, раннехристианского грекоязычного писателя, одного из первых христианских историков - в его летописи, написанной в 221 году и дошедшей до нас в фрагментах, где в числе прочего говорится и о родословии Иисуса Христа. Откуда он её взял - осталось неведомо.

К слову, Юлий был очень образованным по своим временам человеком, что не мешало ему быть убежденным в том, что мир был создан в 5500 году до рождения Христа и должен просуществовать в течение 6000 лет до Апокалипсиса... Подобно тому, как многие мои собеседники, приводя мне в доказательство своей образованности наличие у них двух или трех высших образований и научные степени, проявляют агрессивную средневековую нетерпимость к любому мнению, которое не совпадает с их собственным мировоззрением, незамедлительно записывая его в "ошибочное и поверхностное". ...Вам это не знакомо?..


В Древнем Египте Новый Год праздновался во время разлива реки Нил (примерно в конце сентября). В Новый Год статуи бога Амона, его жены и сына ставили в лодку. Лодка плавала по Нилу месяц, что сопровождалось пением, танцами и весельем. Затем статуи вносили в обратно в храм.

В Древнем Вавилоне Новый год встречали весной. Во время праздника царь на несколько дней покидал город. Народ этим пользовался, веселился и делал, что вздумается. Через несколько дней царь и его свита в праздничных одеждах торжественно возвращались в город, а народ возвращался в работе.

В древнем Риме долгое время Новый Год праздновали в начале марта, до тех пор, пока Юлий Цезарь не ввел новый календарь (в настоящее время он называется юлианским). Таким образом, датой встречи Нового года стал первый день января. Месяц январь был назван в честь римского бога Януса (двуликого). Один лик Януса был якобы обращен назад к прошлому году, другой - вперед к новому. Праздник встречи нового года назывался "календы". Во время праздника люди украшали дома и дарили друг другу подарки и монеты с изображением двуликого Януса; рабы и их владельцы ели и веселились вместе. Римляне делали подарки императору. Сначала это происходило добровольно, но со временем императоры стали требовать подарки на Новый год. Празднования продолжались несколько дней.
Говорят, одному из своих рабов Юлий Цезарь дал в новогодний вечер свободу за то, что тот пожелал ему пожить в новом году дольше, чем в старом.
Римский император Калигула в первый день Нового года выходил на площадь перед дворцом и принимал подарки от подданных, записывая, кто, сколько и что дал...

Во Франции новолетие считали до 755 года с 25 декабря, а затем с 1 марта. В XII и XIII столетиях - со дня св. Пасхи, пока наконец не установлено было в 1654 году указом короля Карла IX, считать за начало года 1 января. В Германии то же произошло во второй половине 16 века, а в Англии в 18 веке.
Новый год в средневековой Англии начинался в марте. Решение парламента перенести Новый год на 1 января 1752 года натолкнулось на женскую оппозицию. Делегация возмущенных англичанок заявила спикеру, что парламент не имеет права сделать женщин на много дней старше, на что спикер якобы ответил: «Вот классический образец женской логики!»

Кельты, жители Галлии (территория современной Франции и части Англии) встречали новый год в конце октября. Праздник назывался Samhain от "summer""""s end" (конец лета). В Новый год кельты украшали жилище омелой, чтобы изгнать призраков. Они полагали, что на Новый год духи мертвых являются живым. От римлян кельты переняли требование новогодних подарков от подданных. Обычно дарили украшения и золото. Несколько веков спустя благодаря этой традиции королева Елизавета I накопила огромную коллекцию вышитых и отделанных драгоценностями перчаток.

На Руси до XV века год начинался 1 марта. В XV веке Новый год был перенесен на 1 сентября, а в 1699 году Петр I издал указ, которым приказал считать началом года 1 января: "Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселия поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять - на то других дней хватает". Девушки, убираясь 31 декабря, мели тщательно под столом, если попадалось хлебное зерно - к замужеству; а чтобы весь год были обновы, 1 января надевали все самое лучшее и в продолжение для несколько раз переодевались. Второго января крестьяне совершали обряд - оберег дома