Как найти общий язык с подростком? Общение с подростками: психология. Принципы общения с дочерью-подростком Как общаться с дочерью подростком 14 лет




Содержание статьи:

Общение с подростками - это проблема, с которой сталкиваются практически все родители. Гормональная «трансформация» ребенка меняет не только его физиологию, но и психику. В результате хороший добрый мальчик или девочка могут кардинально измениться в противоположную сторону. Поэтому очень важно знать, как правильно вести себя с подростком, чтобы не закрепить эти изменения навсегда.

Особенности «трудного» возраста

Период пубертата обычно включает возраст от 11 до 16 лет, хотя границы его индивидуальны: у одного ребенка он может начаться в 12 лет и продлиться год, а у другого затянуться с 11 до 15 лет. Во многом это зависит от того, насколько организм готов к резкому взрослению.

Поскольку меняется не только тело ребенка, но и психика, в том числе в отношении восприятия окружающего мира, эти изменения настолько масштабны, что подростку очень сложно справиться с ними в одиночку. Поэтому немаловажную роль в жизни тинэйджера в это время играют родители. Их правильное поведение зачастую может значительно сократить «переходной» период и помочь своему ребенку пройти его без осложнений.

Чтобы найти общий язык с подростком и помочь ему легче перенести трудный возраст, нужно набраться терпения, мудрости и запомнить несколько особенностей пубертата:

  • Необходимость в поддержке . Несмотря на то, что зачастую дети отгораживаются от родительской опеки и демонстрируют полную независимость, потребность в надежном тыле у них не пропадает. Они по-прежнему нуждаются в вашей ласке, заботе и внимании. Но уже в другой форме, не «детской».
  • Переходной возраст - это норма . Подростковый период - необходимая и неизбежная стадия взросления. И все сопровождающие его изменения психики и поведения ребенка в большинстве случаев не считаются патологией.
  • Потребность в уединении . Чтобы не провоцировать эмоциональные бури у своего сына или дочери, давайте им время периодически побыть в одиночестве. В первую очередь - в своей комнате. В этот период определение «своя территория» для подростка приобретает особенное значение - здесь действуют его правила.
  • Агрессия к окружающим . Зачастую такое поведение тинэйджера по отношению к родным - это отражение той же агрессии, только к себе на подсознательном уровне. При этом учтите, что основную долю поведения формируют сами родители - их эмоции и отношение к своему ребенку. Главными активаторами детской агрессии являются чувство вины, вызываемое замечаниями и упреками близких, а также ощущение себя ненужным и малозначимым.
  • Стремление к свободе . Одно из самых ярких проявлений переходного периода - свобода самовыражения. Причем, она может касаться всего: поведения, принятия решений, стиля одежды, манеры общения, мировоззрения, увлечений и т.д. И здесь нужно найти золотую середину, чтобы не потакать выходящему за рамки поведению, но и не ущемлять ребенка в его самоутверждении.

Не менее важно помнить, что вы в свое время тоже проходили такую возрастную «ломку». И тогда ваши родители казались старомодными, скучными и не понимающими. Поэтому будьте терпеливы и внимательны по отношению к своему «бунтарю».

Основные правила общения с подростками


Главное правило поведения любого родителя, который ищет способ, как найти общий язык с подростком - оставаться спокойным и выдержанным в любой ситуации, несмотря на все фокусы, которые может выкидывать бунтующий ребенок с «пограничной» психикой (именно в такую категорию подростков ставят психологи). Чтобы подкрепить свое спокойствие и выдержку правильными действиями, запомните основные секреты общения с подростком.

Правило №1: выстраивайте взрослые отношения

Примите тот факт, что ваш ребенок взрослеет и становится личностью, пусть пока что не совсем зрелой. А это требует смены ориентиров в общении - старайтесь обойтись без длительных нравоучений и лекций, не требуйте беспрекословного послушания, не решайте за него его проблемы.

Позвольте своему сыну или дочери быть взрослыми не только в поступках, но и в ответственности за их последствия. Не паникуйте, если ребенок принимает неправильное или «не ваше» решение - пусть он сам поймет, насколько правильным оно является. Конечно, если это решение не касается жизненно важных или судьбоносных моментов.

Постарайтесь донести до него то, что быть взрослым - это не только манера поведения и снятие многих ограничений. Это еще и ответственность за все: за свои слова, поступки и своих близких. Советуйтесь с ним и умейте выслушать, не перебивая.

Правило №2: никаких сравнений с другими

Поставьте в перечень запретов привычку сравнивать своего ребенка с кем-либо не в его сторону. Во-первых, в период пубертата его самооценка тоже претерпевает изменения, и не стоит своими руками снижать ее планку еще больше.

Во-вторых, ваш тинэйджер никогда не будет таким, как вы или другие ваши родственники в его возрасте. Тем более таким, как прочие дети. Он - индивидуум, и поэтому априори не может быть похожим на кого-либо. Тактика сравнения с более послушными (успешными, приличными, добрыми, внимательными и т.д.) детьми только укоренит в подростке желание бунтовать.

Правило №3: спокойствие, только спокойствие

Научитесь контролировать свои эмоции. Крик, истерики и упреки в повышенных тонах - мощный раздражитель для подростковой психики. Такое «громкое» общение может закончиться либо ответными криками, либо полным игнорированием. То есть о взаимопонимании и доверии в этом случае речи быть не может.

Один из вариантов, как найти общий язык с трудным подростком и не сорваться на крик - сдерживать порыв перед тирадой. К примеру, перед тем как высказать свое мнение по поводу его поступка, сделайте несколько глубоких вдохов или мысленно сосчитайте до 10. За это время эмоции немного улягутся, и можно будет адекватно поговорить о случившемся.

Постарайтесь формулировать свои высказывания с упором на чувства, которые вызывают его поступки - они могут вас задеть, насторожить, обеспокоить. Следите за языком своего тела: спокойное отношение к ситуации не может сопровождаться сверкающими глазами, скрещенными или упертыми в бока руками. Также при общении старайтесь не возвышаться над ребенком, лучше занять место сбоку на небольшом расстоянии.

Правило №4: интересуйтесь его делами

Проявление искреннего интереса к увлечениям подростка - еще один ключик к пониманию. Постарайтесь принять его любимые занятия, даже если они вам не нравятся или вы считаете их пустой тратой времени.

Возможно, ваша смена отношения к его любимым компьютерным играм, катанию на роликах, музыке или граффити поначалу вызовет сомнение. Поэтому искренность - ваше оружие.

Радуйтесь его успехам, расспрашивайте о нюансах, интересуйтесь новинками, поощряйте достижения. Со временем ваш «бунтарь» примет ваш интерес и уже сам будет делиться впечатлениями и гордиться вашей поддержкой.

Правило №5: общение в процессе

Подростка, который жаждет свободы, сложно привлечь к семейным вечерам с откровенными разговорами. Наоборот, он стремится к общению вне семьи - со сверстниками и в соцсетях. Однако оставлять его без общения с родными нельзя. Поэтому нужно немножко хитрить.

К примеру, один их способов, как найти общий язык с подростком-девочкой - поговорить о ее интересах во время приготовления пищи или уборки. Конечно, это должно быть ненавязчиво и «мимоходом». «Разговорить» парня-тинэйджера можно в процессе рыбалки или ремонта автомобиля.

Очень располагает к беседам поездка в авто. В такой обстановке нет необходимости смотреть собеседнику в глаза, а совместное дело сближает, что значительно облегчает контакт ребенка и родителя.

Как вариант, можно поддерживать так любимую подростками манеру общаться виртуально - сообщения в мобильном или социальных сетях воспринимаются ими более легко и активно.

Правило №6: будьте примером для подражания

Необходимость быть примером для своего ребенка с его взрослением становится все актуальнее. Поэтому глупо требовать от подростка не курить и не ругаться нецензурными словами, если сами этим грешите. Он взрослеет и, если не копирует ваше поведение, то, по крайней мере, считает, что ему можно все то, что и вам.

То же относится и к манере общения: если ребенок лжет, не высказывает должного уважения и скрывает от вас свои поступки, проанализируйте, не копирует ли он манеру поведения в вашей семье.

Что делать, если не получается найти общий язык с подростком


Конфликтные ситуации с подростком также нужно дифференцировать: ваша реакция на поведение-протест и откровенное хамство должна быть разной. В первом случае можно ограничиться демонстрацией того, насколько такое поведение вас огорчает или попробовать поговорить.

Если вы видите в поступках ребенка явный умысел, они имеют систематичный характер и выходят далеко за рамки приличия (пьянство, откровенная развязность, грубое отношение и т.д.), здесь нужно применять кардинальные меры и «включать» свой авторитет. Обиды и глотание оскорблений в таком случае только усугубят ситуацию и усилят в подростке чувство победы над вами.

Предлагаем использовать несколько принципов, как найти общий язык с подростком-мальчиком или девочкой в особо сложных случаях (алкоголь, сигареты, прогулы, уходы из дома и т.д.):

  1. Говорите с ребенком только после подготовки . Возьмите таймаут для того, чтобы подготовиться к разговору и усмирить свои эмоции. Тем более, если темой разговора будет его приход домой в нетрезвом состоянии - все равно до того, как он протрезвеет, толку от вашего общения не будет. Если вы планируете подключить к воспитательному процессу супруга, заранее договоритесь о совместной тактике поведения. Выберите для беседы время, когда в доме нет других родственников, срочной работы и не нужно никуда спешить.
  2. Выстраивайте разговор . Помните, что беседу стоит вести ровно, спокойно и четко по произошедшему случаю. Постарайтесь не загонять подростка в угол, рисуя ему нерадостное будущее и делая акцент на его действиях. Объясните, насколько такое поведение повлияло на вас и ваши чувства и насколько вы переживаете за самого «бунтаря». Только после этого внимательно выслушайте провинившегося.
  3. Будьте готовы принять правду . Если вы хотите найти общий язык с подростком и выстроить с ним доверительные отношения, учитесь воспринимать даже самые неприятные ответы спокойно и взвешенно. Иначе, получив на свое признание истерическую реакцию, ребенок больше не скажет вам правду. Зачем отвечать честно, если все закончится скандалом.
  4. Избегайте давления . Если ребенок не хочет объяснять причину своего поведения или не признается в неблаговидном поступке, на время оставьте расспросы. При этом обязательно объясните ему, что вы волнуетесь за него и готовы выслушать, когда он будет к этому готов. Если это не срабатывает и подросток все равно не хочет с вами говорить, подключите другого взрослого, к которому ребенок расположен и сможет открыться. Это не касается наркотической зависимости или серьезных психических отклонений - здесь без врачебной помощи не обойтись.
Как найти общий язык с подростками - смотрите на видео:


И самое главное, что необходимо помнить родителям подростков: переходный возраст бывает у всех и обязательно заканчивается. Поэтому эту «бурю» нужно просто переждать. Но переждать спокойно и мудро, сохранив при этом доверительные отношения с ребенком, чтобы потом с улыбкой вспоминать его подростковые «выпады».

Хотите больше общаться с девочками? Не переживайте – разговор с девушкой не обязательно должен быть сложным! Просто не беспокойтесь о том, как начать разговор, и держите девушку на крючке, показывая свой интерес к ней и очаровывая ее так сильно, как только сможете. Если вы хотите узнать, как мальчику-подростку научиться общаться с девочками, просто следуйте нашим инструкциям.

Шаги

Начните интересный разговор

  1. Будьте уверены в себе и уравновешены. Если вы хотите начать убойный разговор с девочкой, тогда вам нужно придумать интересное начало для вашего разговора. Если вы видите девочку, с которой хотите заговорить, будь это девушка, которая вам уже давно нравится, или же милашка, которую вы только что заметили на вечеринке, вам нужно сделать так, чтобы она обратила на вас внимание. Потом, когда вы привлекли ее взгляд, уверенно подойдите к ней. Держите голову высоко и смотрите прямо.

    • Если вы не знаете ее, тогда представьтесь. Просто скажите: «Привет, меня зовут Миша. А тебя как?» Это очень просто, но эффективно.
    • Если вы уже знакомы, просто скажите: «Как дела?» или «Что нового?» Вам не стоит долго раздумывать – просто подойдите к ней, как будто для вас это не составляет большого труда.
    • Притворяйтесь, пока не разовьете в себе уверенность – если даже вы боитесь говорить с девочками, притворитесь, что для вас это проще простого.
  2. Начните разговор с ненавязчивой темы. Не нужно придумывать утонченную шутку или делать сальто, чтобы привлечь ее внимание. Просто скажите что-то, что заставит ее продолжить разговор с вами и узнать больше. Сейчас нельзя говорить о похоронах вашей бабушки или ваших планах на будущее. Просто упомяните какое-то шоу или последние проделки вашей собаки, или чем вы занимались на выходных. Не перенапрягайтесь и завяжите легкий разговор. Вот примеры первых фраз:

    • «У меня были сумасшедшие выходные. Я помогал папе с пристройкой к нашему дому и не могу пошевелить руками. А ты что делала? Надеюсь, ты занималась чем-то интересным?»
    • «Посмотри на эти царапины на моих руках. Моя кошка сходит с ума, если ее не покормить вовремя. А у тебя есть домашние животные?»
    • «Последняя контрольная по математике была такой сложной. Мне кажется, что я вообще ничего не решил. А ты как?»
  3. Узнайте ее характер. Когда вы начнете общаться с девушкой, вы поймете, что она хочет от вас. Все девушки разные. Если она стеснительная, вам придется быть лидером, задавать ей вопросы и вообще говорить больше, чем она. Но если она любит поговорить, дайте ей эту возможность и не переживайте о том, какое впечатление вы произведете, но и не перебивайте ее. Как только вы узнаете, к какому типу девочек она относится, вы сможете понять, как с ней разговаривать.

    • Не переживайте, если она стеснительная. Она может быть одной из девушек, которые сначала скромничают, но потом быстро раскрываются, как только им становится комфортно.
    • Хотя и очень важно всегда оставаться собой, вы должны придерживаться безопасных тем, когда впервые говорите с девочкой, пока вы не знаете еще, есть ли у нее чувство юмора или ее легко обидеть шутками и комментариями. Чем больше вы говорите с ней, тем больше тем для разговора вы для себя откроете.
    • Даже если девушка любит поговорить, вы тоже должны участвовать в разговоре. Дайте ей знать, что вам с ней интересно.
  4. Начните с болтовни ни о чем. Болтать нужно тоже уметь. Если вы разговариваете с девочкой, вы не можете начать сразу со своих самых глубоких, важные желаний, иначе вы напугаете ее и она убежит от вас. Простой, ненавязчивый разговор – это искусство, и вы можете освоить его, начав с обычных, каждодневных тем и постепенно перейдя к более интимным и волнующим темам. Вы должны начать с простого, чтобы когда-то дорасти до серьезных разговоров, так что не бойтесь показаться скучным, говоря о самых обычных вещах, даже о погоде или завтрашней контрольной по химии. Вот несколько примеров того, как можно превратить разговор из пустой болтовни в что-то серьезное:

    • «На этой неделе постоянно идет дождь. Я хотел поехать кататься на велосипеде с папой, но в итоге мы просидели дома все выходные. Ты занималась чем-то интересным или тоже скучала дома?»
    • «Я должен был вчера готовиться к контрольной по химии, но моя младшая сестренка заболела и пришлось помогать маме ухаживать за ней. А у тебя есть братья или сестры?»
    • «Я вчера посмотрел «Мстителей». Он неплох, но не мой любимый фильм уж точно. А какой твой любимый фильм?»
  5. Делайте ей ненавязчивые комплименты. Когда вы разговоритесь, дайте ей знать, что она вам нравится, но не давите на нее, а то она может испугаться. Вы можете немного посмеяться с ней и сделать ей комплимент в форме шутки. Сейчас будет достаточно и одного комплимента – вы же не хотите, что она думала, что вы ее преследуешь или без ума от нее. Вот несколько способов поддразнить ее:

    • «Мне нравится цвет твой кофточки. Она подходит к твоим глазам. Ты специально так подобрала?»
    • «У тебя такой приятный смех. Тебе нужно чаще выпускать его наружу.»
    • «Ты единственная девушка, которая знает о футболе больше, чем я. Как это произошло?»

    Держите ее на крючке

    1. Задавайте ей вопросы. Если вы уже общаетесь с девушкой какое-то время, вы моете начать задавать ей вопросы; это покажет ей, что вам важны ее интересы и мнение, и в то же время вы не станете ее тенью. Она не должна чувствовать себя как на допросе, но должна понять, что вы искренне пытаетесь узнать ее, а не просто хотите похвастаться или впечатлить ее. Вот несколько вопросов, которые вы можете задать, чтобы рассказать немного о себе и дать девушке почувствовать себя комфортно:

      • "«Когда я прихожу домой из школы, я первым делом берусь за свою гитару. А ты чем занимаешься в свободное время?»
      • «Тебе нравится быть в команде по теннису? Я занимаюсь футболом и мне это нравится, но наш тренер пытается нас замучить тренировками.»
    2. Рассмешите ее. Если вы хотите удержать ее на крючке, вам нужно уметь ее рассмешить, чтобы она чувствовала себя комфортно и хотела продолжать общение с вами. Чтобы рассмешить, вы можете шутить о себе, немного дразнить ее или рассказать ей о том смешном случае, который приключился с вами на выходных. Не слишком старайтесь смешно пошутить или рассказать ей, как можно больше анекдотов, а еще не говорите гадости о других людях просто для смеха. Вот что вы можете сказать, чтобы заставить ее рассмеяться:

      • «Я столько играл на гитаре, что мне кажется, я уже одержим. Вчера ночью мне приснилось, что я Джими Хендрикс – я был очень удивлен, когда проснулся.»
      • У тебя все вещи в шкафу розовые или ты сегодня так оделась?»
      • «Вчера я сказал тренеру, что я простудился и не приду на тренировку. А потом он увидел меня в кафе вечером – блин, вот так не повезло!»
    3. Дайте ей поговорить. Даже если девушка очень чувствительна, вы должны дать ей поговорить и рассказать вам, что она думает и что ее заботит. Вы можете начать нервничать, когда у вас закончатся темы для разговора и вы начнете запинаться на всяких глупостях и ничего не будет приходить в голову. Делайте паузы между предложениями, дайте ей вставить свои комментарии и не перебивайте ее, если она старается сказать что-то.

      • Если она рассказывает вам историю, не просто жди, пока она закончит, чтобы рассказать ей свою, более интересную – так она подумает, что вы не слушаете ее.
      • Реагируйте на ее слова. Не нужно постоянно кивать и говорить «ага» каждые две секунды, чтобы дать ей понять, что вам важно, что она говорит. Просто смотрите ей в глаза, вовремя кивайте и делайте уместные комментарии вроде: «Вот это да», «Не могу поверить, что тебе пришлось это сделать», «Я и представить себе не мог…»
    4. Не хвалитесь и не красуйтесь. Если вы хвалитесь и красуетесь, девушке захочется убежать от вас куда глаза глядят до того, как вы закончите перечислять свои достижения в баскетболе. Рассказы о том, какой вы отличный спортсмен или ученик, не впечатлят ее и даже произведут обратный эффект, заставив ее думать, что вы глупый и самовлюбленный.

      • Вы можете ей рассказать о том, как вам нравится спорт, не говоря о своих достижениях.
      • Вы можете назвать свой любимый предмет, но не говорит о своей пятерке за последнюю контрольную.
      • Не думайте, что девочка не узнает о том, какой вы классный, если вы не будете хвастаться. Наоборот, она будет думать, что вы крутой и скромный.
    5. Дайте ей увидеть свои таланты. Это не то же самое, что и хвастовство. Вы можете не хвалиться о том, что вас отличает от других парней. Дайте ей знать о своих странностях или интересах, но пусть она сразу не думает, что вы чудак. Это не самое подходящее время, чтобы показывать ее свою коллекцию пауков, но можно рассказать ей о своей волонтерской работе в местной столовой, о том, как вам нравится гулять с собакой или писать песни.

      • Найди способ начать разговор на твою любимую тему и жди, пока девушка начнет задавать вопросы.
      • После того, как ты рассказал ей больше о себе, спроси ее о чем-то личном, чтобы она не чувствовала, будто ты доминируешь в этом разговоре.
      • Будьте спокойны. Если вы действительно хотите оставаться интересным для девочки, будьте немного равнодушным, найдите золотую середину между частыми встречами с ней и следованием по пятам. Чтобы оставаться хладнокровным, вы не должны быть постоянно рядом с ней, осыпать ее комплиментами и постоянно говорить ей, какая она красивая и замечательная.

        • Вы должны вести себя, как будто вам нравится с ней общаться, но это для вас не в новинку, и что если вы ей не нравитесь, для вас это не будет большой трагедией.
        • Думайте перед тем, как говорить. Если вы очень хотите сделать ей комплимент, пусть сначала он звучит не очень напыщенно. Например, если вы хотите сказать «У тебя самые прекрасные волосы на свете», можно сказать «Мне нравится, как твои волосы играют на свету. Я такого никогда раньше не видел».
      • Знайте, когда нужно уйти. Есть два способа узнать, когда стоит завершить разговор с девушкой. В первом случае ей уже не очень интересно, она смотрит себе под ноги, на экран телефона или бросает взгляды на своих друзей в надежде на спасение. Или же вы отлично провели время, болтая и ей на самом деле было интересно – может это и будет выглядеть неестественно, но нужно уйти в самый разгар разговора, но не грубо, чтобы она еще раз захотела пообщаться.

        • Если девочке не нравится говорить с вами, просто попрощайтесь и уйдите. Нет смысла делать ситуацию только хуже, говоря: «Мне кажется, что я тебя утомил.»
        • Если вы видите, что ей действительно нравится говорить с вами и вам хорошо вместе, самое время уйти.

    Уйдите красиво

    1. Оставьте ее в предвкушении нового разговора. Не нужно выкладывать всю свою подноготную и рассказывать ей все самое интересное о себе или задавать ей вопросы, чтобы очаровать ее сразу же. Так у вас не останется тем для следующего раза. Старайтесь заинтриговать ее разговором, чтобы узнать, что ей хочется спросить у вас и использовать эти темы в следующем разговоре. Вот как это можно сделать:

      • "«Я тебе уже рассказывал о том, как я встретил Диму Билана в Макдональдсе? Расскажу, когда у меня будет больше времени.»
      • «Мне очень интересно актерское мастерство. Хотелось бы услышать побольше о твоей роли леди Макбет. «Макбет» - моя любимая пьеса Шекспира.»
      • «Мы с Димой завтра впервые едем кататься на горных велосипедах. Это не очень-то безопасно, так что я дам тебе знать, если мы выживем.»
    2. Дайте ей понять, что вам понравилось разговаривать с ней. Не нужно говорить, что это был лучший разговор в вашейжизни – даже если это правда! Одно короткое предложение даст ей знать, что она особенная, и ей захочется поговорить с вами еще раз. Вот как это сделать:

      • «Было приятно поболтать. Все еще не могу поверить в тот случай с твоей сестрой.»
      • «Мне нравится говорить с тобой о музыке. Ты всегда советуешь мне что-то новое.»
      • «Кажется, я не следил за временем, так мне понравилось говорить о фильмах с тобой.»
    3. Поговорите о том, когда вам еще удастся поболтать. Разговор не должен так заканчиваться. Перед тем как попрощаться, скажите что-то, что даст ей понять, что вы не прочь поговорить еще раз, даже если это не случится в скором времени. Так она почувствует себя особенной, но и не будет думать, что вы ее преследуете. Вот что можно сказать:

      • «Удачи тебе завтра на тренировке. Расскажешь мне об этом попозже.»
      • «Увидимся на математике в понедельник. Подготовь шутки, пожалуйста, а то мне будет грустно, когда нам скажут оценки.»
      • «Мне нравится слушать истории о твоей семье. Может ты мне расскажешь еще на вечеринке?»
    4. Уходите с достоинством. Как только вы закончили разговор, дал девушке понять, что вам нравится с ней говорить и упомянул время, когда вы сможете еще раз поговорить, вам не остается ничего другого, как улыбнуться, помахать рукой, сказать: «Увидимся» и уйти в закат. Уходите уверенно и быстро, вместо того, чтобы крутиться вокруг нее до тех пор, пока у вас не закончатся темы для общения.

      • Не перестарайтесь в конце разговора. Простое «Поговорим попозже» даст ей понять, что к чему.
      • Если вам есть куда идти, например, на урок английского или тренировку по футболу, скажите ей, чтобы она знала, что вы заняты и вам есть чем заняться.
      • Широко улыбнитесь, чтобы она почувствовала себя комфортно. Улыбка не должна быть натянутой. Просто покажите ей, что вы хорошо провели время.
    • Смотрите людям в глаза, но не так, чтобы напугать их.
    • Будьте уверены в себе.
    • Носите приличную одежду. Вам не нужно постоянно надевать костюм за тысячи, но лучше выбрать свой любимый наряд. Уделите внимание деталям, такие как пуговицы на рубашке, и не опускайте штаны. Убедитесь, что одежда хорошо на вам сидит и избегайте образа маленького мальчика. Выглядите хорошо, но не так, как будто вы собирались несколько часов. Постарайтесь не выглядеть как лентяй.
    • Дайте девушке рассказать о себе и слушайте, что она говорит.
    • Узнайте, что она больше любит, говорить или слушать; если она любит говорит, дайте ей такую возможность, а если ей больше нравится слушать, то рассказывайте ей о себе, потому что если вы ей тоже нравитесь, ей будет приятно слышать ваш голос.
    • Не переживайте о том, что вы говорите. Оказывается, девушки обращают больше внимания на то, как вы говорите, а не что говоришь!
    • Избегайте стандартных фраз!
    • Будьте собой. Вам не нужно притворяться каким-то другим человеком. Но если у вас есть вредные привычки или черты характера, которые вы бы хотели изменить, сделайте это.
    • Постоянно следите за своей гигиеной. Вы не знаете, когда она позвонит и захочет встретиться.
    • Избегайте неловкостей, это может стать худшей частью разговора. Чтобы избежать этого, быстро прервите ее и скажите, что вам нужно срочно уходить. Извинитесь и скажите, что вы опаздываете. Если же образовалась неловкая пауза, пошутите или задайте вопрос.
    • Задавайте вопросы, но не переборщите.
    • Скажите ей, что она красивая. Если она опустит глаза или покраснеет – это хороший знак. Не паникуйте, а скажите: «Особенно, когда ты улыбаешься» и улыбнитесь ей. У нее затрясутся коленки.
    • Не хвастайтесь! Это оскорбительно для некоторых девушек (и парней, кстати, тоже).
    • Обсуждайте телевидение, музыку, фильмы, знаменитостей, спорт, радио, все последние новости, чтобы найти как можно больше тем для общения.
    • Можно позаимствовать первые фразы для разговоров из сериалов и телепередач (смотрите новости, особенно MTV. Можно также смотреть новости с родителями, чтобы найти темы для более серьезных разговоров), в интернете, в книгах, журналах и газетах.
    • Завершите начатое. Разыщите свою девушку в конце дня и извинитесь за то, что вам пришлось убежать и она вас простит. Скажите ей, что вы забыли тему разговора, но вам очень понравилось говорить с ней. Сейчас вы можете попросить ее номер. «Если мне опять придется убежать, ты напомнишь мне, о чем мы говорили». Она даст вам свой номер и у вас будет все схвачено.
    • Развивайте уверенность, смелость и улучшайте самооценку.
    • Если у вас закончились темы для разговора или становится неловко, просто попросите ее номер. Если она его не помнит, дайте ей свой и попросите ее позвонить или написать вам сообщение попозже. Скорее всего, если вы ей нравитесь, она напишет вам смс и будет ждать, пока вы ей ответите.
    • Не бойтесь смотреть в глаза. Девушек очень раздражает, если во время разговора парни не смотрят на нее. Но когда вы общаетесь, старайся не пялиться на нее, вам обоим станет неловко. Смотрите ей между глаз, если вам неловко смотреть ей прямо в глаза. Ей будет казаться, что вы смотрите ей прямо в глаза.

Далеко не во многих семьях присутствует воспитание по принципу: «Ребенок – это все». Очень распространенная ошибка родителей – постоянно давить на ребенка и навязывать ему свою волю: вот это можно делать, а вот это – нельзя. Родители используют авторитарные стратегии воспитания, которые не позволяют ребенку проявить свой независимый голос или чувство ответственности за собственные решения.

Другие родители, наоборот, практикуют вседозволенность. Исследования показывают, что обе крайности негативно влияют на способность детей контролировать свои эмоции и формировать здоровые отношения со взрослыми. Лучший тип воспитания – это справедливость, гибкость, уважительное отношение к своему ребенку-подростку и постоянное их обучение, а не террор для достижения своей цели. Нужно слушать и уважать мнение ребенка, позволяя ему делать выбор, но при этом установить справедливые и четкие ограничения, чтобы поддерживать порядок в доме. Эта статья подскажет вам, как избежать неэффективных способов общения в разговоре родителей с подростками.

Ошибка №1. Слишком много болтовни

Когда родители говорят все больше и больше, причем резким требовательным тоном, дети перестают их слушать и воспринимать. Исследователи показали, что человеческий мозг может одновременно воспринять только два тезиса и сохранить их в своей кратковременной памяти. На практике это занимает около 30 секунд – то есть одну или две фразы родителей.

Когда в одном сообщении мама или папа дают сразу несколько указаний, ребенок в конце концов запутается и ничего не поймет из родительских поучений. Кроме того, если тон родителей тревожный, резкий или требовательный, у ребенка на подсознании возникает тревога и сомнения. Ему совсем не захочется выполнять такие требования.

«В этом месяце ты можешь записаться на бокс, кроме того, каждый день ты должен мыть за собой посуду, а на кикбоксинг тебе ходить еще рано. Послезавтра у нас будут гости, и ты должен помочь маме убрать в квартире».

Не стоит сообщать ребенку всю информацию сразу. Лучше всего разбить ее на отдельные блоки, чтобы эта информация была более удобоваримый. Пусть подросток выразит свое мнение по одному вопросу, а потом можно переходить ко второму.

Эффективный пример разговора

  1. "В этом месяце ты можешь записаться на бокс, а на кикбоксинг тебе ходить еще рано. Ты согласен?"
  2. "Каждый день ты должен мыть за собой посуду, потому что мама устает после работы, сэкономь ее и свое время. Что ты думаешь по этому поводу?"
  3. "Послезавтра у нас будут гости, и ты должен помочь маме убрать в квартире. У тебя нет никаких планов на послезавтра, 15.00?"

В этом примере родители в каждом блоке ограничивают разговор на двух предложений, что делает восприятие намного проще. Кроме того, идет разумный диалог, а не односторонний диктат родителей. Наконец, ребенок соглашается сотрудничать добровольно, а не под нажимом, при этом учитываются и его потребности.

Ошибка №2. Упреки и постоянная критика

Большинство родителей знакомы с ситуацией, когда ребенка приходится долго будить по утрам, или он разбрасывает свои вещи по квартире, или не вовремя приходит из школы. И тогда они используют эффективный, на их взгляд, прием: жалуются на плохое отношение подростка или резко критикуют его. На самом деле это только ухудшает ситуацию: вы даете повод подросткам игнорировать вас, потому что каждый день вы не устаете ребенку твердить одно и то же, причем самым противным тоном.

Неэффективный пример разговора

"Я разбудил тебя на час раньше, потому что ты никогда не можешь собраться в срок. Тебе нужно одеться прямо сейчас. Покажи свой дневник, чтобы я мог его подписать.

Десять минут спустя.

"Я сказал тебе одеться и дать мне дневник. А ты все еще собираешься! Ты опоздаешь, и я вместе с тобой! Иди чистить зубы и подготовь свою одежду "

Через десять минут.

"Где твой дневник для подписи? Я просил тебя привести его? И ты не закончил одеваться. Мы точно опоздаем ".

Этот родитель дает слишком много разноплановых заданий ребенку, причем все нужно сделать немедленно и сразу. Это не позволяет подростку справиться с ситуацией. Потому что каждые 10 минут родитель поторапливает его, внося тревогу и панику в процесс сборов. Это так называемый «вертолет воспитания», который может привести к неуверенности, чрезмерной зависимости подростка от команд родителей. Тон родительского посыла – негативный и навязчивый, что приводит к недовольству и сопротивлению подростка или его пассивной агрессии.

Эффективный пример разговора

"До отъезда в школу нам остается 45 минут. Если ты не успеешь собраться и дать мне на подпись дневник, свое опоздание будешь объяснять учителям сам ".

Это краткая инструкция, которая дает понять, чего родитель ожидает от ребенка и каковы последствия невыполнения задания. Родитель не осуждает ребенка, не пытается его контролировать и не создает ситуации тревожности и паники. Родитель позволяет подростку отвечать за собственное поведение.

Ошибка №3. «Пусть тебе будет стыдно!»

Одна из самых сложных для родителей идей – в том, что дети не имеют сочувствия к их потребностям. Дети развивают свою эмпатию (склонность к сопереживанию) медленно, по мере того как взрослеют. Вот почему ожидания родителей того, что дети будут во всем сочувствовать им и помогать, далеко не всегда бывают оправданными просто в силу особенностей психологического развития подростков.

Они все еще просто дети – они не становятся на вашу сторону и не ставят себя на ваше место, а сосредоточены на получении удовольствия в данный момент. Большинство родителей подчеркивают, что их дети – эгоисты, заботятся только о себе. В принципе, так оно и есть. Это может привести к недовольству родителей, когда детине хотят им в чем-то помогать. В такие моменты важно успокоиться, глубоко подышать, а потом спокойным тоном высказать ребенку свои пожелания и просьбу, в чем именно вам сейчас надо помочь. Если вы позволите эмоциям сорваться, это сделает ваше общение с подростком неээфективным.

Неэффективный пример разговора

"Я просил тебя несколько раз привести в порядок свою комнату – и что я вижу? Вещи разбросаны по всему полу. Разве ты не видишь, что весь день на ногах, я забочусь о семье, а ты ничего не делаешь. Теперь мне придется убирать твою комнату, вместо того, чтобы отдохнуть после работы. Как тебе не стыдно, ну почему ты такой эгоист?»

Этот родитель создает много отрицательной энергии. Мы все можем разочаровываться в поведении другого, но обвинять подростка неуважительно. Он слышит подсознательный вызов из-за фразы «Ты – эгоист!», и это очень вредно для психики и самооценки ребенка. Постепенно папа или мама ему внушают, что с ним что-то не так. Дети подхватывают и впитывают эти негативные ярлыки и начинают видеть себя как "недостаточно хорошего", «эгоиста». Унижать или стыдить ребенка очень вредно, поскольку это может сформировать отрицательные эмоции и плохое мнение ребенка о себе.

Эффективный пример разговора

"Я вижу, твоя комната не убрана, и это очень меня расстраивает. Для нас важно, чтобы в квартире был порядок, чтобы всем нам было здесь приятно жить. Все разбросанные по комнате вещи сегодня вечером придется отправить в кладовую. Ты сможешь взять их обратно, когда уберешь в своей комнате. "

Этот родитель четко сообщает подростку о своих чувствах и потребностях – без гнева или обвинений. Он объясняет четкие, но не чрезмерно карательные последствия поведения подростка и предоставляет возможность ребенку реабилитироваться. Это не создает у подростка отрицательную мотивацию и не заставляет его думать о том, что он плохой.

Ошибка №4. «Я тебя не слышу»

Мы все хотели бы научить наших детей уважать других людей. Лучший способ сделать это –формировать уважительное и заботливое поведение с нашей стороны. Это поможет подростку понять значение уважения и сочувствия и учит его навыкам эффективного общения. Во многих случаях услышать ребенка родителям труднее всего, потому что дети часто прерывают их. В этом случае, нормально сказать ребенку " Мне сложно услышать тебя сейчас, потому что я готовлю ужин, но я буду готов внимательно выслушать тебя через 10 минут. " Лучше запланировать четкое время для общения с ребенком, чем слушать его вполуха или вообще не слушать. Но помните, что подростку сложно ждать долго, потому что они могут забыть то, что хотели сказать, или у них будет не то настроение.

Неэффективный пример разговора

В ответ на рассказ подростка о своих оценках в школе родитель отвечает: «Представляешь. Они все-таки забили этот гол!»

Эффективный пример разговора

«Я готов внимательно тебя выслушать через 10 минут, как только досмотрю футбол».

Разговор с подростком – тонкое искусство. Но его можно освоить, просто будучи внимательными к своему ребенку. И вы обязательно добьетесь успеха.

Многие родители сталкиваются с проблемами в воспитании подростка. Они спрашивают себя: "Куда же делся очаровательный, милый ребенок? Как он так мог измениться?" А ближе к выпускному вечеру в школе ребенок становится вообще неуправляемым. Родители должны помнить, что это общая для многих семей проблема. Так или иначе, этот период необходимо преодолеть и постараться наладить отношения с сыном или дочерью. Постараемся разобраться в этом вопросе и понять, как найти с подростком.

Трудный возраст

Есть родители, которые опасаются своих детей. Вдруг они выйдут из-под контроля, начнут курить и распивать спиртные напитки, окрестят себя «хипстерами» или начнут убегать из дома?

На самом деле все не так страшно. Не зря называют «весной жизни». И для большинства детей начинается сладостная пора. В этот момент необходимо научиться контролировать ситуацию, поддерживать ребенка и не испортить счастливые минуты юности. Чтобы справиться с этим, следует окунуться в другой мир - в мир ребенка - и понять, какие же перемены происходят в столь юном возрасте.

Другой мир

Наверняка многие родители начали замечать, что ребенок стал разговаривать на другом языке, странно одеваться, хамить, провоцировать скандалы, портить волосы, слушать дикую музыку и привлекать к себе внимание. Общение подростков с родителями сходит на нет. Они друг друга не понимают, ведь отцы и дети - это разные поколения, у которых свои ценности, мировоззрение, лексикон, эстетика и так далее. Естественно, неизвестность пугает, особенно если это касается собственного ребенка. И чтобы разобраться в таинственном мире подростка, в первую очередь его нужно выслушать, понять и принять. Родители готовы к диалогу, но дети не спешат делиться самым сокровенным…

Как поступить в такой ситуации?

Изучая такие науки, как психология развития и большинство специалистов пришли к выводу, что путь к ребенку лежит через понимание. Для начала следует принять тот факт, что у него могут быть другие интересы, даже если родители их не одобряют. Вспомнить себя в молодости, чего вам хотелось тогда, чего не хватало…. Сопоставив свои желания и поведение в юности с тем, как ведет себя ваш ребенок, необходимо установить новые правила у себя в доме: пусть сын или дочь слушают музыку, которая нравится, носят все, что хотят, употребляют жаргон без использования ненормативной лексики, а вам остается это понять и принять.

Чем доброжелательнее родители будут относиться к подростку, тем быстрее он откроется и пустит в свой внутренний мир. Представим такую ситуацию: ребенок уехал за границу. Он выпал из нашей действительности, стал разговаривать на другом языке. После его приезда домой вам придется найти с ним общий язык.

Чего нельзя делать

В этом возрасте современные подростки начинают прибегать к экспериментам с сигаретами и алкоголем, попадают в дурные компании. Такое поведение приводит родителей в ужас. Помимо алкоголя, наркотиков и сигарет, существует еще несколько пороков, которые могут охватить подростка - это интернет-зависимость, экстремальные увлечения и незащищенный секс. И здесь начинается самое страшное: чем больше родители запрещают, ругаются и наказывают, тем активнее ребенок тянется в свой мир - в мир недетских увлечений. И как бы родители ни старались, ни к чему не приводит общение с подростками.

Психология как наука говорит, что такие эксперименты имеют одну особенность. Действительно, таким образом, дети познают мир, не понимая, где заканчиваются границы дозволенного. Если разговор идет о дурной компании или играх со смертью - тут следует бить в колокола, ребенок потерялся в реальном мире.

Если подросток «ушел» в компьютерные игры, это говорит о том, что свои прозаичные дни он заменяет фантазиями. Наркотики употребляют дети, которые хотят заглушить боль. С дурными компаниями связываются подростки, которые дома чувствуют себя чужими.

Безусловно, не существует такого рецепта, который смог бы застраховать подростка от опасностей на его пути взросления. Но иногда родители сами усугубляют ситуацию: нездоровая атмосфера в семье, скандалы, крики, ругань, негативный пример старших - все это толкает ребенка в пропасть.

Направления, в которых нужно двигаться

Сегодня современные подростки нуждаются в помощи. Дабы оградить своего ребенка от необходимо действовать в трех направлениях.

В первую очередь, вооружите его нужной информацией. Некоторые психологи советуют сводить ребенка в онкологический центр, где лежат больные, которые в свое время заинтересовались сигаретами. Покажите ему наркологический центр и расскажите о последствиях злоупотребления наркотиками. Сегодня многие современные подростковые журналы публикуют информацию о том, как вредные привычки и опасные эксперименты влияют на жизнь ребенка, к чему это приводит.

Если вы не знаете, как найти общий язык с подростком, следует пойти в другом направлении. Создайте в доме максимально доверительную атмосферу, относитесь к ребенку с любовью и уважением. Забудьте об агрессии по отношению к кому-либо. Необходимо создать такую атмосферу, чтобы ему не захотелось убегать из дома. Родителям совет: не курите и не употребляйте спиртные напитки в присутствии ребенка - он может взять пример с вас, и разговоры о том, что курение опасно для здоровья, окажутся напрасными. Дети копируют поведение родителей, поэтому нужно стать для своего ребенка ярким примером. Контролируйте свои эмоции, умейте выслушать, а главное, понять. Проживайте его жизнь вместе, и тогда ему не захочется убегать из дома.

Третье направление - это твердый запрет на опасные игры. Если подросток нарушил его, то за нарушением должно идти наказание. Особенности общения с подростками заключается в последовательности действий, нельзя отпускать ситуацию. Например, вы поймали ребенка с сигаретой, наказание не должно быть агрессивным или эмоциональным, запретите ему неделю гулять и не нарушайте своего слова.

Секс. Что это?

Согласно статистике, большинство старшеклассников лишаются девственности в возрасте 15 лет. Половое влечение продиктовано природой, и это нормально. Но для пятнадцатилетнего ребенка, особенно для девочек, заниматься сексом в этом возасте еще слишком рано. И можно понять родителей, которые боятся детской сексуальности, нежелательной беременности и венерических заболеваний.

Страх толкает родителей на совершение рядов ошибок. Не нужно рассказывать подростку, что секс - это страшный грех. Сексуальное влечение никуда не уйдет, но у ребенка появится куча комплексов. Придет время, когда ему нужно будет создавать семью, и с какой установкой он будет подходить к столь важному решению?

Психология развития и возрастная психология относительно секса советуют не заниматься нравоучениями. Лучше донести ребенку максимум информации, объяснить, как опасен незащищенный секс, к чему может привести При этом не нужно лезть в его личную жизнь.

Как найти общий язык с подростком

Подростковый возраст еще называют судьбоносным, кризисным, ранимым, трудным. В этот период формируется новый человек, который стремится стать взрослым и пытается избавиться от Ребенок ищет себя, и в своих поисках совершает много ошибок. Многие родители это понимают, но не знают, как найти общий язык с подростком в столь трудное время.

Безусловно, родителей расстраивает, когда их сын или дочь начинают грубить. Почему это происходит?

Почему дети грубят?

Дело в том, что агрессия дремлет в каждом человеке. По мнению психологов, в таких качествах, как целеустремленность, желание самоутвердиться и умение отстоять свою позицию заложена именно агрессивность. Но стоит заметить, что это качество иногда помогает человеку выжить. Поэтому агрессивность несет как положительный, так и отрицательный заряд. И форма ее проявления зависит от ситуации, характера и воспитания.

Зачастую родители сами становятся причиной грубого поведения своего ребенка. Если в семье все разговаривают на повышенных тонах, не уважают друг друга, то и ребенок вырастет таким же. И как родители могут требовать от подростка хорошего, уважительного отношения к себе, если он не понимает, что это, ведь он по-другому не умеет?

Ошибки родителей

Главные ошибки, которые совершают родители:

  • отсутствие контроля;
  • удовлетворение всех потребностей;
  • жесткие отношения;
  • гипертрофированный контроль;
  • стремление воспитать вундеркинда;
  • эмоциональное отвержение.

Чтобы ребенок вырос спокойным, послушным, то есть таким, каким хотят его видеть родители, в первую очередь необходимо дать ему свободу. «Если не трогать дерево - оно вырастет ровным». Ребенок вырос, и пора привыкнуть к этой мысли.

  1. Родительские нравоучения больше всего раздражают ребенка. Общение с подростком должно происходить на позитивной волне. Ребенок имеет свои взгляды и мнение, и с этим нужно считаться.
  2. Компромисс. Ругаясь друг с другом, никто никому ничего не докажет. Отрицательные эмоции не приведут к пониманию.
  3. Не нужно корить, обижать подростка и язвить в его адрес.
  4. Будьте тверды в своих решениях и последовательны. Нельзя требовать от ребенка того, чего вы сами не выполняете.

Этот период очень сложный, и общение с подростком может завести родителей в тупик. Нужно помнить, что это молодость, и ребенок полон сил, он хочет любить и быть любимым, покорять вершины, совершать безумные поступки, ему все интересно. Именно в этом возрасте ему необходимы хорошие друзья, и хорошо, если это будут родители.

Возраст от 11-12 до 14-16 лет называют переходным.
Некоторые из нас уже прошли через этот период: наши дети стали взрослыми, зато незаметно подрастают внуки. У других дети сейчас находятся именно в этом периоде. У третьих он скоро наступит.
Как вести себя с ребенком, чтобы не потерять с ним контакт?

Психологи считают, что период полового созревания делится на две стадии: негативно-критическую (11-13 лет) и позитивную (13-16 лет). Приоритеты у подростка постепенно меняются, и к 15-16 годам он становится более взрослым и ответственным.

Этот возраст сложен не только потому, что у ребенка начинается гормональная перестройка. Меняется и его статус: он вышел из того возраста, когда у него были любимые игрушки и было положение зависимой от родителей личности.
Подросток теряется: он чувствует, что что-то изменилось, но не понимает, что конкретно. В этот момент ему хочется найти новые интересы, новых знакомых. Он открывает свою неповторимость и уникальность.

Подросток интенсивно растет, у него меняется скелет и мускулатура. Все это приводит к некоторой непропорциональности, угловатости. Дети ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.
Многие из них испытывают трудности в учебе, она отходит на второй-третий план. Подросток хочет, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к ребенку, а как к взрослому человеку. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою позицию.

У ребенка формируется новое восприятие окружающего мира. Он начинает критически воспринимать систему правил и традиций общества и семьи. У него возникает потребность в независимости, необходимости самостоятельного принятия решений, наступает время приобретения собственного жизненного опыта.

Если у подростка есть необходимость работать, заботиться о ближних, то процесс взросления значительно ускоряется. Когда у него появляется возможность получения заработка, появляется и определенная финансовая независимость. Если при этом он помнит об обязанностях перед семьей, то он быстро развивается, как личность и становится самостоятельным. Например, в США существует давняя традиция: дети начинают самостоятельно подрабатывать уже с подросткового возраста.

Одной из особенностей подросткового возраста является потребность в риске. Это продиктовано желанием самоутвердиться. Родителям трудно это принять. Единственный способ сделать это - рисковать вместе с ребенком, на своей территории. Именно так родители смогут говорить с подростком на его языке и наладить взаимопонимание.

Если вы хотите сохранить контакт с ребенком, признайте в нем взрослого человека, у которого есть свои взгляды, свои права. Относитесь к его увлечениям (рискованным спортивным играм, игре на гитаре, сочинению стихов, экстравагантным нарядам и т.п.) серьезно, без иронии, потому что любую шутку он может воспринять как оскорбление его чувств. Это может спровоцировать замкнутость и недоверие.

Вам придется забыть о том, что родитель - это человек, чье мнение не обсуждается. Когда-то вы пользовались этим статусом, но все изменилось: ваш ребенок становится самостоятельным. Теперь лучший путь для обеих сторон - дружеские отношения.
Ваш опыт дает вам преимущество. Но не пользуйтесь им как оружием. Вместо этого помогайте ребенку решить проблемы и подскажите пути выхода из сложных ситуаций.

У подростков нервная система еще не сформировалась. Эмоции преобладают над сознанием. Но подростку пока не хватает опыта справляться с ними и контролировать их. Поэтому он может срываться по самому незначительному поводу.
Зачастую, не умея оценить ситуацию объективно, подросток приходит в восторг от человека, совершившего дурной поступок. И наоборот, он может начать плохо относиться к человеку всего лишь из-за одного-единственного промаха, который тот допустил.

Подростки часто путают упрямство с волей, грубость со смелостью, озорство с решительностью. Они пока не различают социально позитивное и негативное поведение. Утверждая свое право на взрослость, они проявляют упрямство, замкнутость, дерзость. Всякая опека и контроль вызывают резкое недовольство и сопротивление.
Оценка своих действий у подростков некритична. Отсюда их стремление оправдать себя, возложить вину на случай или других людей.
Эмоциональная возбудимость у подростка повышена, и все это в сочетании с отсутствием жизненного опыта. Подросток хочет, чтобы с ним считались. Он очень уязвим. Если раньше он легко забывал обиды, то сейчас они глубоко западают в душу.

В этот период у него появляется обостренный интерес к противоположному полу, сексу, эротике. Неопытность, наивность, высокая степень внушаемости побуждают подростков подражать взрослым, применять «независимый» стиль поведения. Это выражается в курении, употреблении спиртного, раннем приобщении к половой жизни…

В этот период с ребенком становится трудно общаться. Проблема в том, что взрослому человеку мы высказываем свои просьбы и пожелания в корректной форме. А по отношению к подростку считаем это необязательным. Но даже когда мы предъявляем ему свои требования в учтивой форме, то, не видя соответствующей реакции с его стороны, спешим тут же добиться немедленного результата. Не стоит давить: у подростка идет внутренняя борьба мотивов. Его отрицательная реакция на вашу просьбу - это самозащита от чужого вторжения в процесс внутренней борьбы мотивов. Не ускоряйте этот процесс, проявите выдержку и терпение!

Помогите своему ребенку преодолеть этот нелегкий период. Согревайте его своей любовью, говорите ему о его достоинствах, дайте почувствовать радость жизни. Будьте настойчивы и терпеливы, помните, как нелегко сейчас приходится вашему сыну или дочери - они формируют в себе взрослого человека.

По мотивам статей.