История возникновения вытынанки. Вытынанки: история и советы по вырезанию. Бумажные украшения для окон: видео




Вытынанка (от — «вытинати» — «витинати» — «выцінаць» — «вырезать») это древний славянский вид декоративно-прикладного искусства. Это ажурное вырезание из бумаги, бересты, ткани, кожи, даже дерева. Каждому народу присущи свои мотивы, но в основном это сюжетные и орнаментальные композиции. Вырезались с помощью ножниц, ножа иногда резака или топора.

В Беларуси - выцiнанка (чит. выцинанка), на Украине - витинанка (чит. вытынанка), в Польше - wycinanka (выцинанка), в России - вырезка.

Но вырезание присуще не только славянской культуре, на родине бумаги Китае, это искусство называется «цзяньчжи», в Европе - силуэтное вырезание. Вырезание можно встретить всюду: Литва, Финляндия, Мексика, Израиль и многие многие другие. Но это уже другая история...

По праву можно сказать что это искусство одно из древних. Конечно в каждой культуре свои мотивы и символы. Мне, более остальных, интересна славянская символика, поэтому я собираю информацию именно о белорусской, украинской, русской и польской вытынанке.

Именно на них я и хочу остановиться:)

Белорусская вытинанка. История и современность

Статья была подготовлена для Международного симпозиума «Проблемы сохранения и развития художественной вырезки» (г.Домодедово, 2006)
Вытинанка (“выцінанка”, “выразанка”, “выразка”, “выстрыганка”, “выбіванка”) - вид народного декоративно-прикладного искусства, ажурный узор, вырезанный из чёрной, белой или цветной бумаги; а также техника традиционного вырезания из бумаги.
Термин распространен на территории Беларуси, Польши, Украины. В белорусской искусствоведческой науке используется с 80-х годов ХХ века. Первой публикацией, упоминающей это явление белорусской культуры, стала статья Е. Сахуты, которая вышла в 1988 году в журнале «Мастацтва»
О происхождении этого явления традиционного искусства в нашей стране однозначно сказать можно немного. Силуэтное вырезание, распространившееся в кругах европейской знати с конца ХV века, в наименьшей степени повлияло на народные вырезки. Вытинанка развивалась самостоятельно как один из видов декоративно-прикладного искусства. Об этом свидетельствуют общие для всех других видов народного творчества образы и мотивы, которые закрепились и в вытинанке.
Чтобы точно описать историю возникновения и развития белорусской народной вырезки необходимо проследить историю развития бумажного производства и историю ажурного вырезания из более древних материалов (кожи, войлока, ткани). Своеобразным прототипом народных вырезок, по мнению украинского исследователя М.Станкевича, стали кустодии - бумажные (ранее кожаные и металлические) накладки с ажурными вырезанными краями под канцелярские печати, распространенные в середине ХVIII века.
Возникновение и распространение вытинанки в белорусской деревне связано с развитием промышленного производства бумаги и переходом от «курных» крестьянских домов к печному отоплению. Самая древняя бумага, которая известна на территории Беларуси датируется ХIV веком - это письма Витовта Великого, князя древне белорусской державы. Первое предприятие по производству бумаги (паперня) появилось в ХVI веке в Вильно, тогдашней столице Великого княжества. В ХVII - ХVIII веках паперни были почти в каждом большом городе государства. В конце ХIХ - начале ХХ века вплоть до событий 1917 года бумажная промышленность Северо-Западного края была одной из самых динамично развивающихся отраслей местной экономики. Быстрое и эффективное внедрение технических новинок, системы организации бизнеса и труда сделало эту отрасль одной из самых привлекательных сфер для инвестиций местных и пришлых капиталистов. Бумажные фабрики Беларуси в этот период достаточно успешно конкурировали с аналогичными производствами в России, Украине, Польше и даже Финляндии. И не только практически полностью закрывали потребность внутреннего рынка, но и продавали значительные объемы продукции в другие регионы Российской империи.
Вытинанка получает широкое распространение в оформлении крестьянского интерьера с середины ХIХ века. Наибольший ее расцвет приходится на конец ХIХ - начало ХХ века, определенный всплеск популярности наблюдался в послевоенные 40 - 50-е годы ХХ века. В Любанском районе Минской области (согласно современным этнографическим данным) наряду с бумажными вырезками употреблялись изделия из дешевой ткани (белого ситца) с аналогичной композицией. Часто как бумажные, так и тканевые вырезки окрашивались цветными красителями по краям прорезанных отверстий. Интересно, что каждый фрагмент узора имел своё название: “сухарыкі”, “лялечкі”, “зоркі” и т.д. Распространены были и вырезки, имитирующие узоры гардинных тканей. Для их изготовления пользовались как ножницами, так и ножами, резцами («Галубы», д. Маршалки Воложинского района Минской обл.; «фіранкі», г. Новогрудок Гродненской обл.). Изделия, выполненные при помощи резца или ножа, являются технологической разновидностью вытинанки и часто в народе носят название «выбіванка» (д. Болота Кобринского района Брестской обл.).
Основные черты народной вырезки - симметрия и декоративность образов (непременно высокая степень стилизации, склонность к геометризации прорезей и т.п.). В белорусской вытинанке применяются осевой (зеркальный), радиальный и раппортный виды симметрии, а также сочетание нескольких ее видов. Ассортимент ажурных изделий из бумаги составляют оконные занавески (“фiранкі”, “кветкi”), кружева (“карункi”) для украшения полок, потолочных балок, рамок с фотографиями, икон, дверных косяков; салфетки (“сурвэткi”, “рагавiчкi”, “вугольнiкi”) и др. По установившемуся обычаю вытинанками украшали интерьер жилища каждый год к наиболее важным праздникам Коляд (Рождества) и Великодня (Пасхи) . На Западе Беларуси черными или полихромными вытинанками украшали побеленные стены жилищ. Наряду с изделиями утилитарного характера встречались самостоятельные сюжетные композиции для декорирования стен жилья, потолочных балок, дверных косяков и окон. Среди сюжетов наиболее популярны Древо жизни (“Дрэва жыцця”), композиции с букетами и вазонами (“Жаночая доля”), вероятно встречались и фигуративные композиции с сюжетами изобразительного характера.
Поскольку бумага была дешевым и доступным материалом, изделиями из нее не дорожили. По прошествии определенного времени старые вытинанки выбрасывали или сжигали. Этнографы достаточно поздно обратили внимание на этот вид народного искусства. В 1928 году работниками Гродненского музея была проведена экспедиция по территории современного Гродненского района. Среди приобретений были и местные бумажные вытинанки, которые «использовались местными крестьянами для украшения хат». В 20-е годы эти произведения среди прочих изделий демонстрировались на выставках в Соколке, Белостоке, Вильно.
Постепенно вытинанка вытесняется из крестьянского интерьера текстильными изделиями. До наших дней в быту белоруссов как на селе, так и в городе сохранилось вырезание снежинок из бумаги для украшения окон к новогоднему празднику.
В 70 - 80-е годы ХХ века произошло возвращение традиционного искусства вытинанки в культуру нашей страны. Произошло это благодаря росту интереса в среде творческой интеллигенции к традиционному наследию. Тогда вырезанием из бумаги увлеклись профессиональный фотограф и журналист В.Дубинка, художники Н. и Г. Соколовы-Кубай, А. Лось, М.Воронецкий, Ю.Малышевский и др. Вырезанием вытинанок увлекался и известный деятель национального культурного возрождения ксендз В.Чернявский (д.Вишнево Воложинского района Минской обл.).
В 1995 году на III Международном фестивале кукольных театров Могилевский областной кукольный театр показал спектакль «Піліпка і ведзьма» (реж. А.Жюгжда, худ.Л.Микина), основу художественного решения которого составили вытинанки. Актриса-рассказчица с ножницами в руках как будто вырезает героев спектакля из бумаги, открывая окошки с сюжетами сказки. Спектакль отмечен искусствоведами как пример чистоты стиля и открытие совсем новой ветви в развитии белорусского кукольного театра. Отмечена так же и образовательная роль спектакля: «(зрителю) … открывается незнакомый “культурный слой”» (перевод с бел. Н.С.). Вытинанка называется «совсем неожиданной, забытой ветвью». Однако, использование силуэтного вырезания в театральном творчестве не ново. Известен вид традиционного народного кукольного представления «батлейка», который основывался на принципе театра теней. Внутри бумажного короба зажигалась свеча, на фоне которой происходило действие с рождественскими сюжетами. Этот же принцип использован молодым творческим коллективом для создания спектакля о происхождении города Крево и его знаменитых правителях (худ. Л.Скитович).
Действительно, еще лет 10 назад вытинанка в Беларуси была не так известна как сегодня. Об этом свидетельствует такой факт: І Республиканская выставка, организованная искусствоведом и мастером Т.Марковец при поддержке Министерства культуры Беларуси, собрала небольшое количество произведений и не получила достойного резонанса даже в среде искусствоведов и мастеров народного творчества. Поэтому выставка вытинанки «Папяровы сусвет» 2005 года ошибочно названа первой Республиканской. На ней наряду с коллекцией вытинанок народной умелицы Н.Одинец (д.Засмужье Любанского района Минской обл.) было представлено около 150 произведений современных мастеров вытинанки различных стилистических направлений. Тут можно было увидеть и графические работы в технике вытинанки (Н.Соколова-Кубай, Н.Гамаюнова, Е.Шалимо), и работы в объемно-пространственном решении (птицы А. Талерчик, ангелы Т. Лобуновой), и светильники, декорированные при помощи бумажных композиций (Ю.Веремей), макеты оформления сцены (И. Забело), вытинанки философского содержания (Н.Червонцева), и, конечно, традиционные композиции с мотивами деревьев и птиц (Л. Казаченок, Л. Горовая, Н. Сухая и др.)
В настоящее время вытинанка широко применяется в школе и внешкольных учреждениях образования и культуры для детского творчества. Популярна как техника графического искусства для оформления книг, плакатов, открыток, календарей (В.Дубинко, Н.Соколова-Кубай, Н.Гамаюнова).
Дизайнеры и оформители оценили выразительные художественные особенности вытинанки и используют ее в своем творчестве. Так, традиционные мотивы вытинанок использованы для оформления главной сценической площадки Международного фестиваля «Славянский базар» в Витебске в 2002 году.
Более 10 лет существует единственная в Беларуси Молодечненская школа вытинанки. Создателем ее является известный мастер и глава творческой династии Червонцева В.Н. Две ее дочери Наталья и Елизавета, известные мастера с выразительным творческим почерком, сегодня преподают вытинанку на отделении декоративно-прикладного искусства Молодечненского музыкального училища им. М.К. Огинского. Из стен училища вышло несколько поколений вытинанщиков, которые работают в Гродно, Минске и других городах и регионах страны.
Сегодня сложно говорить об узко региональных особенностях традиционной вытинанки. Однако, живы еще носители этой традиции, детство которых захватило период активного бытования бумажной вырезки в крестьянской среде. Этот материал и подвергается сегодня активному изучению. Своеобразный эксперимент проводился Поставским Домом ремесел Витебской области. Найти аутентичные экземпляры начала прошлого века в районе охвата работы не удалось. Специалисты этого учреждения стимулировали лучших мастериц воссоздать по памяти старинные узоры.
Коллекция этнографических и современных вытинанок сохраняется в Музее древнебелорусской культуры института искусствоведения, этнографии и фольклора им. К.Крапивы НАН Беларуси, Гродненском государственном историко-археологическом музее. Активная работа по обобщению материала по вытинанке ведется Витебской, Гродненской областными методическими службами отрасли культуры, районными Домами ремесел городов Браслав, Городок, Поставы Витебской области, Любанским районным Центром культуры Минской области и др.
В составе Белорусского союза мастеров народного творчества около 40 мастеров вытинанки. Наиболее известные: О. Бабурина, Н. Гамаюнова, Л. Горовая, О. Денисевич, В. Дубинко, Т. Лабунова, О. Маслова, С. Мулица, А. Овчинников, Г. Рудницкая, Н. Соколова-Кубай, А. Талерчик, Е. Червонцева, Н. Червонцева, Е. Шалимо.
Большинство мастеров не только творчески работают, но и преподают традиционное вырезание из бумаги в кружках и студиях.
Для организации преемственности и стимулирования мастеров к творчеству существует система конкурсных мероприятий как республиканского так и регионального уровня. Так, в году прошел І Республиканский праздник-конкурс мастеров вытинанки «Ажуныя фантазіі».

Сегодня вытинанка становится все более популярной, однако возникает много вопросов, которые следует озвучить:
- проблема поиска художниками и мастерами своего стиля (несознательное копирование известных образцов, тиражирование удачных приемов и образов особенно в среде начинающих);
- проблема соотношения декоративности и изобразительности в вытинанке;
- проблема интегрирования вытинанки в современную художественную (и жилую) среду.
Проблематика постоянно обсуждается мастерами секции вытинанки БСМНТ, вырабатываются определенные способы решения, высказываются позиции относительно данных вопросов. 60 % мастеров является «пишущими» популяризаторами этого искусства.








Работы иллюстрирующие статью двух мастеров vycinanka (Наталья Сухая) и palunisa (Ольга Бабурина)
Больше работ этих мастериц можно посмотреть в их журналах.
Автор статьи vycinanka (Сухая Н.А., председатель секции вытинанки Белорусского Союза мастеров народного творчества (БСМНТ).

МАСЕР-КЛАСС

Инструменты и материалы

Какой нож нужен для силуэтного вырезания?

Какой нож нужен именно Вам, я не скажу, не существует одного единственного правильного ножа на все случаи жизни:)
И нужен ли вообще Вам этот нож? Многие мастера работают ножницами, и как работают! Посмотрите мастеров силуэтного вырезания в . Тут единственно правильное решение - выбрать тот инструмент, который удобен именно Вам.
Я пользуюсь японским ножом "Olfa" для художественных работ. У "Olfa" есть целая серия таких ножей, а это значит, что каждый из них можно попробовать подержать в руках, посмотреть какой удобней ляжет в руку.
Мне в этом отношении повезло, я свой нож купила в интернет-магазине, абсолютно не задумываясь, будет ли он удобен в работе, но оказалось что мы с ним сразу "сроднились", у меня не было периода привыкания, о котором все так рассказывают:)
Сейчас я с чистой совестью могу рекомендовать эти ножи.
Я хотела бы обратить ваше внимание на другой важный момент. Если Вы решили остановиться все таки на ноже, а не на ножницах, то Вам следует обратить внимание на то, насколько легко можно найти в продаже сменные лезвия к этому ножу. Потому что лезвия тупятся очень быстро.
Причиной по которой я перешла с "Folia" на "Olfa" были как раз сменные лезвия. Лезвия "Folia" в нашем городе найти оказалось очень не просто. Продавцы очевидно полагают, что стоимость ножа настолько невелика, что при затуплении лезвий покупатель пойдет и купит новый нож:) С "Olfa" таких проблем нет, лезвия заказываются замечательно:)

Какую бумагу нужно использовать для силуэтного вырезания?
Тут история совершенно такая же, как и с ножами:))
Давайте я просто расскажу, какую бумагу использую я.
Я пользуюсь 3 видами бумаги:
для я использую бумагу для пастели "Folia" плотностью 130 g/m²;
для - картон "Folia" плотностью 300 g/m² и белую бумагу для черчения, на вскидку эта бумага 160-180g/m². Но я по прежнему в поиске:)
Я перепробовала множество бумаги, но пока остановилась на "Folia". Но у "Folia" есть один недостаток - эта бумага ограничена несколькими форматами, хотя у нее достаточно широкая цветовая палитра.
Так же как и с ножами, хочу сказать что это не единственно возможная бумага для вырезания, может быть в своем городе Вы найдете "что-то более другое" (как говорят в Одессе) и это "другое" окажется лучше. В любом случае нужно пробовать работать с разной бумагой, тогда вы быстрее найдете "свою" :)

Есть ли секреты вырезания?

Секретов никаких нет. Есть небольшие тонкости, которые надо учитывать:
1. Pабота ведётся от центра листа к периферии, от мелких элементов к более крупным. Последним вырезается внешний контур мотива.
2. Как бы не хотелось быстрее закончить работу, спешить нельзя! Будет обидно, если Вы "зарежете" работу нескольких дней.
3. Лезвие нужно менять при первых признаках затупления. Это достаточно часто. Как только вы заметите, что вырезанные элементы перестали легко выниматься из целого листа, следует менять лезвие. Еще одним признаком затупления являются заусенцы в уголках элементов.
4. Лучше не работать в плохом настроении:)

http://kimiburan.livejournal.com/



Вконтакте

Одноклассники

Вытынанки (витинанки) – это древний вид декоративно-прикладного искусства, вырезание из бумаги.

Родиной вытытанок является Китай, именно там во II веке н. э появился материал для изготовления поделок – бумага. В этой стране вырезанные из бумаги по трафарету изделия называют «цзяньчжи». Поскольку бумага была в то время крайне дорогой, то подобный вид искусства оказался доступен только привилегированным слоям населения. Позднее, с развитием целлюлозной промышленности, о вытынанках стали узнавать по всему миру. В конце XVIII века искусство вырезания из бумаги приходит в сельскую местность Белоруссии, Польши, Литвы, Украины, России. В каждой стране сложились свои особенности техники, а ее название претерпело изменения: вытынанки, выцинанки, выклеянки – все это одно и то же.

По форме изделия, вырезанные из бумаги, были квадратными, округлыми, прямоугольными. Использовались народные мотивы, изображения птиц, животных, растительности. Сегодня же человек может распечатать трафарет и вырезать абсолютно любую вытынанку, будь то акустические гитары , портрет или пейзаж.

Поскольку искусство было широко распространено в народе, то использовались готовые вытынанки для украшения жилища к праздникам – на Рождество, Пасху. Также по наличию тематических вытынанок можно было узнать о радостных событиях, произошедших в семье, например, свадьба, рождение ребенка.

Современные вытынанки делятся на несколько групп:

Одинарные;

Ажурные;

Силуэтные;

Сложные (многоцветные, сделанные из нескольких листов бумаги): составные – использование отдельных изделий для создания композиции и накладные.

Оформляются в виде картин, объемных игрушек и фигурок, занавесок, подарочных коробочек и конвертов, светильников, подсвечников.

Самое главное в искусстве создания вытынанок даже не бумага, а нож (макетный или канцелярский), он должен быть хорошо заточен и иметь узкий конец, поскольку необходимо вырезать мелкие элементы. Более крупные детали и края изделия обрабатывают маникюрными ножницами. Потребуется приобрести макетный коврик, либо заменить его фанерой или доской, чтобы не испортить поверхность стола. Желательно следить за остротой лезвия, чем оно сильнее будет затупляться, тем больше вероятность, что бумага просто порвется. Для круглых отверстий используют дырокол, для прямых – линейку. Маленькие дырочки обрабатывают путем прорезания бумаги по кругу короткими штрихами. Бумагу не рекомендуется брать слишком плотную, иначе рука быстро устанет, и аккуратно вырезать узор не получится. Чаще всего трафарет для вытынанок распечатывают на принтере, взяв готовый рисунок или создав его самостоятельно.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Море Идей!

Благодарю за проявленный интерес к теме вытынанок, а также за вопросы. Благодаря Вам, я поняла, что далеко не все знакомы с этим видом творчества, поэтому хочу рассказать о нем подробнее. А после небольшого рассказа будут выложены схемы вытынанки на тему цветов, продолжающие публикацию — с 15 цветочными шаблонами.

Что такое вытынанка?

Это вид творчества, который основывается на вырезании узоров из бумаги. Родоначальником этого рукоделия стал Китай — так как там впервые появилась бумага. Только называется оно там — «цзяньчжи». А потом это искусство разлетелось по всему миру, приобретя в каждой местности свои особенности.

Простейшие вытынанки (от слова «вытынать» — вырезать) делал каждый читатель этого сайта — вспомните снежинки, которые вы вырезали зимой… Сейчас популярны открытки и картины, выполненные с использованием вытынанок. А раньше на Украине и в Беларуси делали ажурные занавески из бумаги, украшали балки, печи. Дарили друг другу на Рождество и Пасху… Могу сказать, что для этих стран понятие «вытынанка» являлось синонимом симметричного вырезания. А вот в Польше, практически этот же термин — wycinanka (выцинанка) — означал просто вырезание, не обязательно симметричное… В России, как пишут, бытовало название «вырезка», но мне оно не встречалось…

Кстати — вполне возможно, что для вас более привычным термином станет «силуэтное вырезание». Именно с таким названием это творчество прочно обосновалось в Западных странах — Германии, Англии, Франции других.

Надеюсь, что мне удалось немного прояснить Вам происхождением и значение этого слова. Так что теперь предлагаю посмотреть сами

цветочные схемы вытынанки

Тема — цветы. А до этого я выкладывала шаблоны, темой которых были и …

Силуэтное вырезание — это интереснейший вид рукоделия, суть которого заключается в том, что с помощью ножниц или ножа из бумаги по трафарету вырезаются различные ажурные картинки. Поклонники данного вида творчества называют готовые работы таким красивым словом, как вытынанка. Шаблоны и схемы для вытынанки можно нарисовать самим или найти в интернете.

В этом мастер-классе мы вырежем ажурное сердечко и сделаем поздравительную открыточку.

Необходимые материалы:

  • исходный файл с шаблоном для вырезания,
  • белая бумага для принтера,
  • цветная бумага для оригами,
  • степлер,
  • канцелярский нож,
  • самовосстанавливающийся коврик,
  • белая бумага для акварели,
  • простой карандаш,
  • линейка,
  • черная гелевая ручка,
  • ножницы,
  • тонкий двусторонний скотч,
  • зубочистка,
  • клей ПВА с кисточкой.

Изготовим открытку стандартного размера 10×15 см.

Для этого понравившуюся картинку для вырезания открываем в любом графическом редакторе (или в Microsoft Word) и уменьшаем до размера приблизительно 9×14 см. На одной страничке формата А4 может поместиться два таких шаблона вытынанки. Распечатываем их на принтере на белой бумаге.

Разрезаем бумагу пополам и степлером крепим распечатанную картинку к цветному листу бумаги для оригами.

Располагаем свою работу на специальном коврике и с помощью канцелярского ножа аккуратно, не спеша, вырезаем по контуру внутренние элементы сюжета.

Прорезать нужно два слоя бумаги — белый и цветной.

Когда будут вырезаны все внутренние элементы, заготовочка будет выглядеть так:

Готовая силуэтная картина не должна разваливаться на части,
она должна получиться цельновырезанной.

Из белой бумаги для акварели вырезаем заготовку для открытки размером 10×15 см (можно воспользоваться и готовыми заготовочками).

На шершавую сторону, предназначенную для рисования, будем приклеивать вырезанную картинку, но для начала переворачиваем заготовку на обратную сторону и готовим оборот открыточки. С помощью линейки размечаем простым карандашом необходимые размеры для места под марку и линий написания адреса. Затем аккуратно, черной гелевой ручкой, под линейку, рисуем необходимые линии. По желанию украшаем оборот надписями.

Теперь нам предстоит проделать еще один сложный процесс: приклеить картинку на лицевую сторону нашей будущей открытки.

Для начала переворачиваем вырезанную цветную картинку на обратную сторону и приклеиваем в нескольких местах небольшие кусочки двустороннего скотча.

Снимаем защитную пленку со скотча и осторожно прикладываем картинку к лицевой стороне открытки, правильно располагаем и приклеиваем ее.

В некоторых местах, для прочности, картинку приклеиваем клеем ПВА с помощью маленькой кисточки или зубочистки.

Открытка готова! Осталось наклеить марочку, вписать адрес и пожелания адресату.

Такой открыточкой можно поздравить коллегу по работе, подругу, друга, родственника, увлеченного посткроссера.

Отправлять открытку-вытынанку по почте лучше в конверте.

Вытынанки пришли из украинского декоративно-прикладного искусства. «Вытынаты» - значит «вырезать». В роли украшения для Нового года тонкие бумажные фигуры становятся всё популярнее. Их по традиции изготавливают из листов белого цвета, но возможны вариации.

За время своего существования техника изготовления этого декора совершенствовалась, поэтому появилось несколько видов вытынанки:

  • плоская фигура для крепления на ровную поверхность;
  • фигура с подогнутыми краями, которые придают легкой объёмности;
  • комбинированная объёмная фигура из нескольких бумажных частей;
  • композиция – картина или рисунок из нескольких фигур.

В сравнении с привычными вытынанка имеет ряд эстетических преимуществ:

  1. Вы можете создавать персонажей любимых сказок и мультфильмов, целые картины, города, сказочные истории – какое угодно изображение.
  2. Есть возможность делать объёмные фигуры.
  3. Вытынанка может быть прикреплена к окну, мебели, стене, размещена на , подвешена на ниточке.
  4. Вырезание фигур вместе со взрослыми может стать увлекательной забавой для детей.

Вместе с тем вытынанку не так быстро и просто изготовить. Композиция может состоять из тонких линий, вырезание которых требует усидчивости, тщательности и аккуратности.

Совет. Красота вытынанки не зависит от ваших художественных способностей. Фигуру для вырезания не обязательно рисовать от руки – готовый шаблон можно скачать и распечатать. Поэтому простор для фантазии не ограничен.

Как вырезать вытынанку

В идеале вытынанку быстрее и удобнее вырезать с помощью специальных принадлежностей, хотя можно обойтись и подручными средствами. В этом списке – инструменты и материалы, необходимые для процесса, в том числе и их бюджетный аналог:

  • макетный нож или его канцелярский вариант;
  • специальный коврик для резки или простая фанерная дощечка;
  • маникюрные ножницы;
  • бумага;
  • нитки, скотч, мыльный раствор – для закрепления готовой фигуры на поверхности.

Внимание! Как правило, при изготовлении вытынанки не используют клей. Даже сложные объемные фигуры скрепляются между собой только за счет прорезей и пазов или с помощью нитей.

Изготовление вытынанки происходит в 5 этапов:

  1. Подготовка. Если вы используете для вырезания нож, то разместите распечатанный или нарисованный шаблон на рабочей поверхности. Подложите под низ чистый лист бумаги и полученный «бутерброд» зафиксируйте на поверхности – например, скотчем.
  2. Прорезка мелких деталей. Лишние кусочки бумаги сразу убирайте с поверхности, чтобы контролировать качество процесса.
  3. Вырезание крупных элементов во внутренней части листа.
  4. Вырезание по контуру фигуры. Вытынанка готова!
  5. Составление композиции и закрепление вытынанки в комнате.

Совет. Если нужно несколько одинаковых рисунков, подложите под шаблон больше чистых листов.

Как украшать дом вытынанкой

Плоские бумажные фигурки можно прикрепить на оконное стекло, стены, мебель, открытки – любую мало-мальски ровную поверхность в вашем доме. Сегодня в моде размещать на стекле целые пейзажи из бумажных городков с причудливыми крышами и дымоходами, изображения заснеженных деревенек или лесных сугробов, с Дедом Морозом, санями, оленями, еловыми ветками, рождественскими звёздами, ангелочками и другими атрибутами праздника. Ночью такая композиция смотрится волшебно. С помощью нитки объёмные и плоские вытынанки крепят на елку, подвешивают под светильники, на полки, в оконные проёмы.

Можно сделать даже подвесной мобиль из вытынанок. Например, из ангелочков с разными музыкальными инструментами в руках. Вытынанка в виде шарика, с наклеенным на цветной картон узором, украсит ваше новогоднее дерево.

По схожей технике изготавливается открытка. Также можно сделать объёмную вытынанку-подсвечник для маленькой свечки. Свет от огня будет причудливо и красиво пробиваться сквозь прорези. Правда, в этом случае позаботьтесь о том, чтобы огонь был как можно дальше от бумаги.

Среди прочих фигур не забудьте о символе 2017-го по Восточному календарю, . Если ваша вытынанка с этим животным подразумевает использование цветного картона или бумаги, подберите красный или оранжевый цвет, чтобы задобрить символ будущего года.

Бумажные украшения для окон: видео